Коррекция темповой задержки речи. Задержка речи у ребенка Задержка темпов развития у детей

Изобретение относится к области медицины, точнее - к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Устанавливают степень выраженности отставания ребенка от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20 мВ или более -40 мВ, проводят транскраниальные микрополяризации (ТКМП) силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, которые накладывают следующим образом: катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод сначала в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию и логопедические занятия. Способ позволяет получить устойчивый лечебный эффект и сократить сроки лечения. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к медицине, точнее к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Темповые задержки нервно-психического развития, как один из видов дизонтогенеза, характеризуются мультиформностью клинических проявлений повреждения или парциального недоразвития мозговых систем регуляции приспособительного поведения и высших психических функций, включая речевые. В соответствии с современными представлениями в основе темповых задержек нервно-психического развития лежат множественные факторы осложнений раннего онтогенеза, в том числе гипоксический (внутриутробная гипоксия плода, осложнения в родах и др.), токсический (токсикозы беременности и другие виды интоксикации), инфекционный тип поражения в эмбриональном периоде, механический (при инструментальных пособиях в родах, при стремительных родах и т.д.) По данным МЗ России осложнения анте-, пери- и раннего постнатального периодов онтогенеза в виде темповой задержки нервно-психического развития встречаются у 60-75% детей. Установлена тесная связь нарушений в индивидуальном развитии таких детей и их адаптации в окружающем мире. Нарушения центральных механизмов восприятия, внимания, ассоциативно-мнестических и речевых функций входят в число основополагающих факторов, ограничивающих познавательные процессы и возможности обучения, тем самым являясь предпосылками к социально-биологической дезадаптации этого контингента детей. Проявлениями темповой задержки нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне являются симптомокомплекс общих церебрастенических нарушений с гемодинамическими, вегетативными и эмоционально-волевыми расстройствами на невротическом уровне, дефицитарность моторных функций (включая моторные функции языка), снижение мотивации познавательной деятельности, любознательности, целенаправленности действий. Снижение самоконтроля и прогнозирования действий у таких детей значительно ниже возрастной нормы. Нарушения высших психических функций проявляются у них нарушениями фонематического слуха, ослаблением слухоречевой памяти, снижением когнитивных способностей, в ограничении сведений об окружающем мире; имеет место позднее развитие фразовой речи, недоразвитие логико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения. Являясь следствием перинатального поражения ЦНС, такие нарушения требуют коррекции на ранних стадиях их проявления, т.е. у детей младшего и дошкольного возраста. Настоящее изобретение касается именно этой нелегкой проблемы, а именно коррекции темповой задержки нервно-психического развития у детей младшего и дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС. В настоящее время наиболее широко применяемым способом коррекции этих нарушений является сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими, педагогическими и логопедическими методами [Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы. Методическое пособие для врачей МЗ РФ, М., 2001]. Этот метод является наиболее близким к предлагаемому и взят нами в качестве прототипа. Способ заключается в применении дегидратационных и рассасывающих средств, нейрометаболических церебропротекторов, антиопротекторов, генатопротекторов, витаминных средств и их аналогов, а также средств, регулирующих эмоционально-поведенческие реакции, при необходимости - противосудорожных препаратов. Предлагаемые лекарственные средства назначают курсами от 1-2 месяцев до 1-2 лет и более в сочетании с психотерапией. Этот метод позволяет достичь выраженных положительных эффектов лечения у более 50% детей с темповой задержкой нервно-психического развития. Следует отметить, что такой эффект достигается, как отмечено авторами, при проведении лечения в течение очень длительного времени (до нескольких лет). Кроме того, в этих условиях не исключена лекарственная интоксикация. Технический результат настоящего изобретения состоит в сокращении сроков лечения за счет дополнительного использования в схеме лечебных воздействий транскраниальных микрополяризаций. Этот результат достигается тем, что дополнительно не реже 1 раза в 10 дней выполняют омегаметрию и при значениях омега-потенциала до -20,0 мВ и более -40,0 мВ проводят транскраниальные микрополяризации силой тока 0,03-0,08 мА сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины того же полушария, а через 1-2 недели в течение 2-3 сеансов - последовательно на проекции моторной коры того же полушария, причем первый сеанс транскраниальных микрополяризаций проводят через 2-3 недели после начала фармакотерапии, последующие не чаще 1 раза в неделю, а фармакотерапию и логопедические занятия продолжают в течение всего курса лечения. Целесообразно в качестве лекарственных средств использовать антиоксиданты, антигипоксические и гипотензивные средства, а также микроэлементы, аминокислоты и ферменты. Занимаясь в течение многих лет лечением больных с заболеваниями центральной нервной системы, мы использовали в своей практике не только лекарственные средства, но и большой арсенал биофизических способов коррекции патологических состояний различного генеза. Среди таких методов для лечения паркинсонизма, фантомно-болевого синдрома, депрессивных состояний нами использовались различные модификации метода транскраниальных электрических воздействий. Особенно эффективными, на наш взгляд, оказывались транскраниальные микрополяризации (ТКМП). Это хорошо согласовывалось с литературными данными, в частности, с известными исследованиями Д.Ю. Пинчука [Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС. Автореф. дис...доктор, мед. наук. СПб, 1997], использующего транскраниальные микрополяризации для лечения детского церебрального паралича и других проявлений дизонтогенетического поражения ЦНС. Известно также использование ТКМП с хорошим эффектом при лечении логоневроза (заикания) [Патент 2147447]. Опираясь на ранее накопленный нами собственный опыт, а также с учетом описанных в литературе результатов использования ТКМП, мы попробовали включить этот метод лечения у детей младшего и дошкольного возраста с темповой задержкой нервно-психического развития в схемы комплексной медикаментозной и логотерапии. При этом на первом этапе нами была сделана попытка применения общепринятых режимов ТКМП и местоположения электродов. Однако при проведении ТКМП как на правом, так и на левом полушарии, мы столкнулись с тем, что при силе постоянного тока более 100 мкА и длительности его экспозиции более 20 мин у детей младшего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС и темповой задержкой нервно-психического развития при первом же сеансе ТКМП обнаруживалось углубление астенизации с резким повышением возбудимости, тревожности и появлением агрессивности - в одних случаях и, наоборот, возникновения вялости, сонливости - в других. И в том, и в другом случаях потребовались дополнительная медикаментозная коррекция и перерыв в продолжении на этом фоне педагогических и логопедических занятий. Было решено минимизировать параметры тока и сократить длительность экспозиции тока, а также изменить местоположение токопроводящих электродов с учетом результатов комплексного диагностического обследования. Ранее нами (на основе результатов исследования базисной роли сверхмедленных физиологических процессов - частотная полоса от 0 до 0,5 Гц - в механизмах регуляции нормальных и патологических состояний человека) был разработан метод омегаметрии, используемый для диагностики уровня бодрствования и психоэмоциональных нарушений на невротическом уровне [Илюхина В.А. и др. Метод омегметрии в практике гигиенических исследований. Методические рекомендации МЗ РСФСР, М., 1986; Омега-потенциал у новорожденных детей и его применение в клинической практике. Вопросы материнства и детства, 1987, т.32, 1; Неинвазивный метод диагностики состояний и адаптивных реакций способом омегаметрии у здоровых детей и больных бронхиальной астмой. Meтодические рекомендации. ГУЗИЛ, СПб, 1992]. По результатам омегаметрии и вегетативным показателям у детей с темповой задержкой нервно-психического развития нами обнаружено: а) нарушение стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования (в виде его снижения, резкого повышения, дестабилизации); б) нарушение надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, проявляющееся симптомокомплексом вегетативно-сосудистой дистонии; в) нарушение корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и приспособительного поведения. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар в состоянии покоя измерялся на первом этапе комплексной диагностики (в сочетании с ЭЭГ, РЭГ, нейрокартированием). Данные ЭЭГ подтверждали наличие у этого контингента детей дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефального уровня), как правило, с преобладанием его синхронизирующих влияний, отмечалась незрелость корковых биоритмов, повышенная судорожная готовность ЦНС, усиливающаяся при гипервентиляции, что являлось дополнительным признаком гипоксического состояния головного мозга. Резкое снижение длительности произвольного порогового апноэ при пробе Штанге (до 20 с) в сочетании с особенностями проявлений вегетативно-сосудистой дистонии являлось дополнительным подтверждением наличия кислородзависимого энергодефицита по дыхательному, гемодинамическому или смешанному типу. С учетом обнаруженных при обследовании клинических и патофизиологических проявлений кислородзависимого энергодефицита, нарушений стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования, дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга, нарушений надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, а также корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и высшей нервной деятельности за 2-3 недели до начала использования TKMП всем детям мы проводили дополнительную медикаментозную терапию, направленную на повышение энергетического потенциала, которую продолжали и в ходе курсового лечения с использованием ТКМП. Дополнительное проведение омегаметрии оказалось наиболее информативным для быстрого (в течение 10 мин) определения уровня бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, а также характера психоэмоциональных расстройств (психоэмоциональной лабильности, психопатологических нарушений невротического уровня, психоэмоциональной ригидности) непосредственно перед каждым сеансом. Начало курса ТКМП и каждый последующий сеанс ТКМП назначался только в том случае, если обнаруживали резко повышенный уровень бодрствования, когда омега-потенциал был более -40,0 мВ или резко сниженный уровень бодрствования, когда омега-потенциал оказывался менее -20,0 мВ. Выбор области воздействия был проведен опытным путем. Поскольку у наших пациентов нарушение темповой задержки высших психических функций являлось ведущим фактором в ограничениях приспособительного поведения и социальной адаптации, было принято решение о проведении лечебных ТКМП на левом полушарии, ответственном за аналитико-синтетические и мыслительные процессы, а также рече-двигательные функции. Использовали продольное расположение электродов, при этом катод располагали произвольно на максимально удаленном от анода расстоянии и помещали его в нижних отделах затылочной области. Расположение анода выбиралось нами на основе сопоставления результатов пробных ТКМП на различные зоны левого полушария. Наилучший эффект был получен при наложении его на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, который проявлялся непосредственно после первого сеанса и выражался в "скачкообразном" положительном эффекте в виде повышения умственной работоспособности на занятиях с логопедом, ускорения темпа усвоения нового материала, появления интереса к занятиям и любознательности. Использование для ТКМП проекций моторной коры способствовало купированию отставания темпа формирования двигательных навыков от ускоренного темпа развития интеллектуально-мыслительных функций, которое наблюдалось в процессе проведения ТКМП с анодом, расположенным на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины. Последовательное проведение сеансов ТКМП с наложением анода в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины и затем 2-3 сеансов на моторную кору способствовало гармонизации ускоренного развития как психических, так и двигательных функций. Сила тока определялась нами также опытным путем и варьировала от 0,03 до 0,08 мА. Количество сеансов и интервал между ними определяли по данным омегаметрии, результатам неврологического и логопедического обследования. Использование фармакотерапии за 2-3 недели до начала ТКМП способствовало уменьшению выраженности церебрастенического синдрома и общемозговой симптоматики, что снижало возможность возникновения эффекта истощения при ТКМП. Дальнейшая медикаментозная терапия, проводимая во время всего курса лечения, как нами показано, поддерживала и усиливала достигаемый при ТКМП положительный эффект за счет оптимизации клеточного метаболизма. Проведение логопедических занятий на фоне ТКМП с поддерживающей медикаментозной терапией объективизировало ускоренное формирование речемоторных функций и приспособительного поведения ребенка. Сущность способа заключается в следующем. У ребенка с темповой задержкой нервно-психического развития на основе неврологического и логопедического обследования устанавливают степень выраженности отставания его от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию, которую проводят в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20,0 мВ или более -40,0 мВ, проводят ТКМП силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - сначала, в течение 3-6 сеансов, на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. Транскраниальные микрополяризации проводили с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК-1 (включенного в Государственный Реестр медицинской техники) в режиме постоянного тока. Использовали два стандартных металлических дисковых электрода диаметром 27 мм, которые устанавливались на кожные покровы головы через 6-8 слоев увлажненной фланелевой прокладки. Электроды фиксировались на голове с помощью резинового шлема по координатам схемы Кронляйна, используемой для уточнения проекций внутримозговых ориентиров на поверхности головы. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию в виде антиоксидантов, антигипоксических средств, микроэлементов, аминокислот и ферментов, а также логопедические занятия. Сущность способа поясняется примерами. Пример 1, Больной А., 5 лет. Поступил на амбулаторное лечение 20 сентября 2000 г. с диагнозом: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне вследствие перинатального поражения ЦНС. Общее недоразвитие речи. Моторная алалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом II половины. Роды срочные, безводный период длительный. Ребенок родился доношенным. Вес при рождении 3550 г. При рождении, на основании неврологического обследования, поставлен диагноз: Перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, врожденная расщелина твердого и мягкого неба. Наблюдался у невролога до 1 года. Моторное развитие: сидит с 7 мес., пошел в 2 года. Перенес оперативное вмешательство по поводу врожденной патологии челюстно-лицевой области под общей анестезией (10.1997). При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: Голова гидроцефальной формы, синдром Грефе (+), синдром Хвостека (+). Определяется рассеянная очаговая симптоматика резидуального генеза. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Сухожильные рефлексы стойкие, высокие, на ногах сравнительно выше, с ахиловых сухожилий отмечается стойкий клонус. Позвоночник нестабильный, мелкая моторика неудовлетворительна. Координационные пробы выполняет нечетко. Астенизирован, отмечается снижение массы тела, тургора тканей, нарушение сна, засыпает долго, сон продолжительный, беспокойный, иногда со сноговорением, снижен аппетит. При аскультации сердца отмечаются лабильность сердечных тонов, дыхательная аритмия, функциональный систолический шум. Кожные покровы бледные, розовый дермографизм АД 90/65 мм рт. ст. (D=S); ЧСС 108 уд./мин, ЧД - 18 экс/мин. Отмечаются асимметрия вибрации мягкого неба при звукопроизношении, снижение амплитуды вибрации мягкого неба. Грубая задержка речевого развития (отсутствие словообразования, звукоподражания). Обращенную речь понимает. Снижение эмоционального фона. Снижение коммуникативных функций (плохо вступает в контакт с врачом). Логопедическое обследование: Ребенок не вступал в контакт. Общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений. Наибольшие трудности отмечались в движениях мелкой и артикуляционной моторики: не держал карандаш, не мог сжать руку, не мог провести линию. Не чувствовал артикуляцию языка, не мог повторить по образцу артикуляционную позу. Нарушен фонематический слух. Понимал обращенную речь, показывал знакомые грамматические категории, не дифференцировал единственное и множественное числа (кукла - куклы), уменьшительно-ласкательные суффиксы (стол-стульчик), не понимал число глаголов (поет - поют). Словарный запас беден, состоял из одних гласных звуков и звукоподражаний. Не знает цветов, нарушены элементарные математические представления, нарушены слуховое и зрительное внимание, память. Имеется жестовая речь. Логокоррекционные занятия проводили по традиционной схеме - 3 занятия в неделю по 35 мин в первой половине дня. На первых занятиях был пассивен, не вступал в контакт, пока не привык. Отсутствовал интерес к занятиям, что создавало трудности в обучении. В течение полугода (до поступления на амбулаторное лечение в Институт мозга РАН и до начала ТКМП) при логопедических занятиях очень медленно продвигалась работа по формированию двигательных координаций речевого аппарата. С большим трудом и только с механической помощью можно было переключать с одной артикуляторной позы на другую. Отработанную позу быстро терял. Медленно шла работа по расширению активного и пассивного словаря, не автоматизировались поставленные звуки. Большие трудности были в развитии мелкой моторики. Динамика развития за полгода незначительная. При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: Фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, синхронизирована, высокоамплитудна с преобладанием диффузной медленноволновой активности в сочетании с низковольтным бета-ритмом и острыми волнами без четкой преимущественной локализации. Периодически отмечается спонтанное усиление перманентной и пароксизмальной эпилептиформной активности с большей выраженностью в височных (средне-задние отделы) и затылочной областях. Ритмическая фотостимуляция и гипервентиляция усиливают диффузную эпилептиформную активность. Таким образом, при незрелости корковых биоритмов отмечается неустойчивость функционального состояния ЦНС, дисфункция срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефальный уровень) с преобладанием его синхронизирующих влияний. Имеет место повышение судорожной готовности ЦНС, особенно при функциональных нагрузках. Данные РЭГ: Обнаружено снижение амплитуды пульсового кровенаполнения в вертебро-базилярном бассейне (билатерально на 50% ниже возрастной нормы). Выявлены умеренно выраженные вертеброгенные влияния компрессионного характера (снижение АОм на повороты головы на 25-35% от исходного уровня). В целом отмечается наличие ангиодистонических нарушений легкой и умеренной степени выраженности, повышение тонуса сосудов артериольного русла, неустойчивые признаки затруднения венозного оттока (от легких до умеренно выраженных). Клинический диагноз: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне, гипертензионно-гидроцефальный синдром I-II ст., церебрастенический синдром, вторичная кардиопатия, функциональный систолический шум, повышенная судорожная готовность, вертебро-базилярная недостаточность на фоне нестабильности позвоночника, общее недоразвитие речи, моторная алалия, состояние после уранопластики (1997 г.) по поводу врожденной расщелины неба. На основании проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальные микрополяризации. - Фармакотерапия: глютаминовая кислота 0,25 г 1 раз в день; глицин 0,1 г 1 раз в день (на ночь); рибоксин 0,2 г 1 раз в день; эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед); седативный успокоительный чай на ночь; витамин В12 в/м 400 мкг через день 15; солкосерил 2% по 2 мл в/м 15, олиговит 1/2 табл. 1 раз в день; метионин 0,25 г ежедневно (в обед), мертилене-форте по 1 капсуле 1 раз в день, солкосерил 200 мг ежедневно в течение 15 дней, фенибут 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром. Такая фармакотерапия проведена в течение 3-х недель. - Логокоррекционные занятия проводились по плану 3 раза в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП были проведены дополнительные обследования уровня бодрствования (с использованием метода омегаметрии), его вегетативного и гемодинамического обеспечения (по вегетативным и гемодинамическим показателям). По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлены резкое снижение уровня бодрствования (фоновые значения омега-потенцила в покое -4,3 мВ D=S) и психоэмоциональная неустойчивость (позитивация омега-потенциала до выхода на плато 33,0 мВ). При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 58,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,2 при норме 2,8-4,9). Данные комплексного психофизиологического обследования свидетельствовали: а) о выраженных нарушениях стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования по типу резкого снижения; б) о нарушении надсегментарных механизмов вегетативной регуляции функций (по типу гиперактивации симпатоадреналовых влияний); в) о вовлечении в патологический процесс образований лимбической системы, что проявлялось выраженной психоэмоциональной лабильностью. - Транскраниальные микрополяризации начали проводить через 3 недели после начала фармакотерапии. Длительность одного сеанса 15 мин, интервал между сеансами 2 недели. ТКМП проводились во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП был проведен во второй половине дня. Местоположение анода на стыке нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -4,5 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом ребенок был напряжен, не проявлял интереса к окружающему. Процедуру перенес хорошо, каких-либо неприятных ощущений не испытывал, негативных реакции не было. Сразу после сеанса вел себя непринужденно. Эмоциональный фон положительный. Спустя 3 дня после ТКМП, по наблюдению логопеда, впервые появился интерес к занятиям (стал проявлять интерес к игрушкам на столе, книгам, рассматривать предметы в кабинете). Спонтанно в речи впервые появился согласный звук "М", появился интерес к собственной артикуляции, стал самостоятельно повторять артикуляционные упражнения. В течение недели поле ТКМП, по наблюдениям родителей, отмечено общее психоэмоциональное оживление, ребенок стал более ловок (самостоятельно забирается на стул). Впервые стал слушать длинные сказки. Через 2 недели проведен второй сеанс ТКМП. Перед сеансом омега-потенциал в покое -9,8 мВ, D=S. Местоположение анода и катода прежнее. Параметры тока 0,05 мА (с учетом сохранения церебрастении), длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял. Неврологически стабилен. Процедуру перенес хорошо. Сразу после сеанса видимых изменений в статусе нет. По данным наблюдения логопеда, спустя 3 дня после второго сеанса ТКМП во время занятий, стал быстро пополнять активный словарь, появилась простая фраза, появились новые согласные звуки "п", "ть", стал составлять картинки из 2 - 3-х частей (конструктивный праксис), появились счетные операции в пределах 3-х. Стал удерживать карандаш, проводить прямые линии. Артикуляция без существенных изменений. С учетом сохранения сниженного уровня бодрствования и клинических проявлений астенизации принято решение сохранить интервал между последующими сеансами ТКМП в 2 недели при продолжении поддерживающей медикаментозной терапии, ориентированной на повышение энергетического потенциала с проведением на этом фоне логопедических занятий по схеме. Последующие сеансы ТКМП 3, 4, 5 продолжали при сохранении тех же режимов. Побочных эффектов не наблюдали. В ходе курсового лечения в неврологическом статусе наблюдали положительную динамику в виде исчезновения симптомов повышенной судорожной готовности, уменьшения проявлений церебрастении (прибавил в весе, улучшился аппетит, нормализовался сон), уменьшились функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. По данным динамического измерения омега-потенциала перед каждым последующим сеансом выявлено постепенное повышение его значений соответственно до -14,0 мВ перед 3 сеансом; до -17,5 мВ перед 4 сеансом и до -18,8 мВ перед 5 сеансом. По наблюдениям родителей у ребенка за прошедшие недели отмечен значительный рост познавательной активности; стал подмечать мелкие детали предметов, появилась подражательность, смотрит с интересом мультфильмы. По наблюдениям логопеда речь стала более понятной. Улучшились познавательные процессы. Сохраняет интонационный рисунок слова, появились эмоциональные высказывания, освоил возрастные обобщающие понятия, стал пересказывать небольшие тесты, виденные мультфильмы, узнает героев сказок на картинках (улучшение ассоциативных функций) освоил прямой счет в пределах 10, счетные операции в пределах 5, знает геометрические фигуры, определяет форму предмета. При существенном улучшении восстановления высших психических функций отмечается сохранение дискоординации артикуляционных движений, отсутствует существенная динамика моторной активности в дистальных отделах рук. В целях улучшения моторной активности принято решение провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария в проекции центра движения лицевой мускулатуры и верхних конечностей; катода - на нижних отделах, затылочной области того же полушария. Перед сеансом омега-потенциал -18,3 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Проведено 2 таких сеанса с интервалом 2 педели. Во время сеансов видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. В течение всего курса ТКМП продолжали выбранную для ребенка фармакотерапию. После последнего сеанса ТКМП, по наблюдениям родителей и данным логопеда, стал более ловок, мелкая моторика заметно улучшилась (рисует круги, обводит, штрихует, складывает мелкую несложную мозаику), прыгает на одной ноге, ловит мяч. В связи с выраженным положительным эффектом курс лечения был завершен. При контрольных обследованиях ребенка через месяц после окончания курса лечения с использованием ТКМП, по данным невролога, психолога и логопеда, продолжается положительная динамика общего нервно-психического развития и приспособительного поведения ребенка. Нарастание положительного эффекта подтверждено результатами комплексного психофизиологического обследования. По данным омегаметрии обнаружено удержание оптимального уровня бодрствования (омега-потенциал -34,43,6 мВ) при сохранении психоэмоциональной лабильности. По данным ЭЭГ выявлено исчезновение признаков повышенной судорожной готовности. По данным РЭГ уменьшились ангиодистонические проявления. По вегетативным показателям исчезло рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (нормализовался коэф. Хильдебранта). Ребенок переведен в коррекционную группу детского сада, до лечения он посещал группу с грубой задержкой нервно-психического развития (для умственно отсталых детей). Пример 2. Больной Н., 7 лет, поступил на амбулаторное лечение 2 февраля 2001 г. с диагнозом: Задержка психического развития. Дислалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом 1-й и 2-й половины беременности. Во время беременности отмечалось нарушение транспланцентарного кровообращения. Ребенок родился в срок в асфиксии средней степени. На первом году жизни наблюдался у невролога с диагнозом: Перинатальное повреждение нервной системы гипоксически-ишемического генеза. Темповая задержка психомоторного развития до трехлетнего возраста. В последующие годы находился на лечении у невролога по поводу задержки нервно-психического развития. Получал длительную фармакотерапию (ноотропы, сосудистые средства, аминокислоты и др.) без эффекта. Длительно (2 года) занимался с дефектологом без положительного эффекта с рекомендацией обучения во вспомогательной школе. При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: ребенок медлительный с плохо сформированными моторными навыками (моторная неуклюжесть и неловкость). Отчетливых очаговых симптомов не выявляется. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Осанка вялая, позвоночник нестабильный (больше в шестом отделе). Имеются признаки пирамидной недостаточности. Плоско-вальгусные установки стоп. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасающие. Симптом Грефе (+), симптом Хвостека (). Гипергидроз. Нарушения сна (трудное засыпание, сноговорение). Ночные страхи. Физическая и психическая астенизация (быстро утомляется, снижение памяти, внимания), трудности в обучении. Ожирение I ст. Выслушивается функциональный систолический шум, лабильность пульса. Логопедическое обследование: Пассивное восприятие информации, отсутствие любознательности и мотивации познавательной деятельности. Преобладает игровая деятельность. Ослабление всех видов памяти. Снижена способность к непроизвольному запоминанию. Ограниченный словарный запас. Аграмматизмы в грамматическом строе речи. Неумение правильного использования ряда грамматических категорий в активной речи, не выделяет основную мысль из текста. Не может пересказать услышанное, т.к. не понимает содержание рассказа. Не запоминает символы букв и цифр. Трудности в усвоении возрастной программы обучения. Отсутствие звука "р". При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, фазы диффузной, высокоамплитудной, синхронизированной медленноволновой активности чередуются с фазами снижения амплитуды и дизритмии, преимущественно в лобных и центрально-теменных областях, при сохранении высокоамплитудной перманентной эпилептиформной активности в задних отделах височных и затылочных областей. На этом фоне спонтанно возникают распространенные высокоамплитудные пароксизмы синхронизированных медленных (тета-) волн с большей их выраженностью в лобно-центральных областях. Функциональные нагрузки усиливают имеющиеся нарушения б.а. Данные ЭЭГ свидетельствуют о выраженных диффузных изменениях б.а., незрелости корковых биоритмов, неустойчивости функционального состояния ЦНС при выраженной дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга с преобладанием его синхронизирующих влияний. Наличие распространенной пароксизмальной эпиактивности без четкой преимущественной локализации, по-видимому, имеет гипоксический генез. Данные РЭГ: При слабовыраженных признаках затруднения венозного оттока и ангиодистонии наблюдается выраженное компрессионное воздействие на позвоночные артерии с ограничением кровотока, больше слева. Клинический диагноз: Темповая задержка нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне. Гипертензионный синдром I ст. Вертебробазилярная и пирамидная недостаточность, вегетативно-сосудистая дистония. Астено-невротический синдром. Вторичная кардиопатия (ФСШ). Ожирение I ст. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. На основании результатов проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальную микрополяризацию. - Фармакотерапия: глицин 0,1 г ежедневно (на ночь), метионин 0,25 г 1 раз в день, солкосерил 200 мг 1 раз в день, рибоксин 0,2 г 1 раз в день, эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед), фенибут по 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром ежедневно. Такая фармакотерапия устанавливалась на весь курс лечения. - Логокоррекционные занятия проводят по индивидуальному плану, 3 занятия в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП была проведена омегаметрия. По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлен резко повышенный, устойчивый уровень бодрствования (фоновые значения омега-потенциала в покое -51,8 мВ), что указывало на напряжение механизмов регуляции уровня бодрствования и психоэмоциональное напряжение. При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 37,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,1). - Транскраниальные микрополяризации проводились при длительности одного сеанса 15 мин, с интервалом между сеансами 1 неделя. ТКМП проводили во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП: Местоположение анода - на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -51,8 мВ. Параметры постоянною тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял, индифферентен к окружающему. Процедуру перенес хорошо, неприятных ощущений и побочных эффектов не было. Спустя 3 дня после первого сеанса ТКМП, по наблюдению логопеда, отмечено повышение мышечного тонуса, изменилась походка, стали более ловкими движения рук (стал собирать мелкую мозаику, работа с застежками и шнуровками), появился интерес к окружающему. В течение недели родители отметили появление интереса к окружающим предметам дома и на улице, впервые стал подставлять стул и доставать предметы из шкафов и верхних полок, перелезать через барьеры. При неврологическом осмотре положительная динамика в виде значительного уменьшения симптомов внутричерепной гипертензии, уменьшение мышечной дистонии, улучшение сна. Последующие сеансы ТКМП 2- 4 продолжали с интервалом в 1 неделю при сохранении тех же режимов. Во время проведения сеансов ТКМП побочных эффектов не наблюдали. После четырех сеансов ТКМП существенно уменьшились проявления астено-невротического синдрома, купировались ночные страхи, значительно улучшились моторная активность и ориентация в пространстве. Ребенок стал усидчивым, внимательным, появилась мотивация к познавательной деятельности, увеличился словарный запас, стали формироваться учебные навыки, стал пересказывать небольшие тексты. Поскольку, по данным логопеда, при проведении занятий сохранялись затруднения в мелких движениях пальцев, в формировании грамматического строя речи, элементарных математических представлений, сохранялась нестабильность внимания (быстрая отвлекаемость), отмечалось плохое усвоение символов букв и цифр, трудности в обучении письма и чтения, было решено провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария (представительство верхних конечностей) и катода - на нижних отделах затылочной области того же полушария. При измерении омега-потенциала перед 5 сеансом выявлена его выраженная динамичность при средних значениях -45,7 мВ и -42,3 мВ перед 6 сеансом. Параметры постоянного тока и длительность сеансов не изменяли. Во время сеансов ТКМП видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. Во время всего курса ТКМП продолжали фармакотерапию. После завершения курса ТКМП, по данным клинического неврологического и логопедического обследования, отмечено значительное улучшение мыслительных функций (сравнение, обобщение, анализ и синтез), улучшился фонемагический слух, отмечено улучшение в грамматическом cтрое речи, ребенок стал запоминать буквы, цифры, начинает читать, впервые появился навык письма, пишет элементы букв, ориентируется на листе бумаги, выполняет счетные операции в пределах десяти, появился прямой и обратный счет в пределах двадцати. Улучшился конструктивный праксис и гнозис. Появился звук "р". Заметно улучшилась связная речь. Существенно уменьшилась утомляемость, улучшились когнитивные способности. Моторные функции приблизились к возрастной норме. Хорошо вступает в контакт с детьми и взрослыми. При достижении такого лечебного эффекта курс комплексной терапии был завершен. При контрольном обследовании ребенка, спустя 2 месяца, отмечалось скачкообразное ускорение темпов нервно-психического развития, появилась возможность обучения в коррекционном классе с последующим переходом в общеобразовательную школу, при исходной рекомендации (до проведения комплекса лечения с ТКМП) обучения во вспомогательной школе. Способ разработан в совместных исследованиях сотрудников Лаборатории физиологии состояний Института мозга человека РАН, Кафедры неотложной медицины СПб МАПО МЗ РФ и СПб городского центра по лечению детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области и прошел апробацию у 98 детей в возрасте от 2-х до 7 лет с темповой задержкой нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне вследствие перенесенного перинатального поражения ЦНС с положительным результатом. Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет ряд преимуществ: 1) cокращение сроков достижения положительного лечебного эффекта до 2-3 месяцев, в то время как известные методы, требуют для достижения эффекта более длительного времени до 1-2 лет и более; 2) минимизация фармакокоррекции с полным исключением психотропных средств и использованием лишь препаратов, улучшающих клеточный метаболизм; 3) использование щадящих режимов ТКМП (в известных способах они на порядки выше) практически исключает эффекты истощения регуляторных механизмов у обследуемого контингента детей; 4) устойчивость достигнутого эффекта со скачкообразным расширением приспособительных возможностей ребенка и дальнейшим повышением эффективности логопедической коррекции у тех контингентов детей, логотерапия у которых практически не давала результата.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Этапы развития речевых навыков

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.


В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: ). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.



Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: )

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.



Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: ).
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
  • – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха .

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и .

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

Причины задержки моторного развития детей

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором - как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков.

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям.

Антон Яценко, педиатр, специально для сайт

Полезное видео

Вербальная речь в общении человека с себе подобными остается основным способом установления контакта, коммуникации. Поэтому очень важным является развитие данного навыка у ребенка. Постепенный, плавный переход от полубессвязного младенческого лепетания к четко артикулированным, сознательно произносимым словам говорит о нормальном росте потенциала малыша, при отсутствии таковых признаков возможна темповая задержка речевого развития. Разобраться с сутью проблемы, способами ее решения помогут советы специалистов, а также данный материал.

Природа мудро распорядилась, определив постепенный характер развития человека: сначала младенец практически не контактирует с внешним миром, много ест и спит, набираясь сил. Потом он начинает узнавать родителей, реагировать на приближение знакомых лиц, улыбаться, а на определенном этапе раздается первое «агу».

Педиатры четко отслеживают признаки интеллектуального и физического развития ребенка: для этого его обмеряют, взвешивают, расспрашивают родителей, какие звуки он произносит, как ведет себя в кроватке. Отсутствие нормальных проявлений активности, в том числе речевой, может свидетельствовать о вероятном .

Раннее диагностирование гарантирует успешную коррекцию и адаптацию малыша к детскому саду, но бывает и так, что родители игнорируют затянувшееся молчание ребенка, списывая все на его индивидуальность.

Если в 3 года маленький человечек не говорит, не издает звуки во время ролевой игры, это явное проявление , а не его темперамента флегматика. Чаще всего на рекомендации наблюдающего врача не обращают никакого внимания, пока признаки болезни не становятся очевидными.

Важно. Диагноз задержки развития речи может поставить только врач, взрослые должны отслеживать вероятные проявления отставания, чтобы вовремя принять меры для его коррекции.

Основными признаками задержки темпов речевого развития можно считать следующие: ребенок абсолютно здоров, артикулярный аппарат и связки сформированы и функционируют, но отсутствует минимально необходимый для данного возраста словарный запас, желание разговаривать.

Окончательный диагноз устанавливается коллегиальным решением комиссии в составе логопеда, психолога и невролога. Такой подбор специалистов обусловлен разноплановостью проявлений темповой задержки речи, а также необходимостью объективной оценки ситуации: от этого зависит эффективность назначенного лечения, результат терапии в целом.

Виды задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько характерных разновидностей проблем с речевым развитием (в зависимости от тяжести):

  1. Биологическая (органическая) – поражены нервные центры мозга из-за инфекционных заболеваний, заражения в период внутриутробного развития, травмы головы.
  2. (слуховая) – ребенок плохо слышит и не может воспроизвести звуки, которые не воспринимают его органы слуха.
  3. Темповая (социально-педагогическая) – наиболее поддающийся коррекции случай, обусловлен внешними причинами.

По симптоматике отставание в развитии речи близко к , но в ней причинами патологии является поражение цента речи в головном мозге, не позволяющее артикулярному аппарату нормально функционировать, создавая членораздельные звуковые колебания. При такой форме ребенок отлично слышит и воспринимает человеческую речь, но не может адекватно отвечать, связно выражать свои мысли.

Причины появления

Истинных причин темповой задержки речевого развития в год или более позднем возрасте может быть несколько, и все их необходимо четко локализовать, чтобы максимально точно поставить диагноз, применить эффективную терапию. Самым банальным поводом к «нежеланию говорить» может быть отсутствие у ребенка собеседников: родители уделяют ему недостаточно внимания, не реагируют на его попытки лепетать и общаться на доступном ему языке.

Диаметрально противоположный случай – стремление взрослых оградить свое чадо от любых неурядиц, быстрое реагирование на любой его каприз ( не требуется, все и так хорошо).

Третий пример из современной жизни – замена живого общения суррогатными формами. Все чаще родители, под любыми благовидными предлогами, дистанцинируются от ребенка, подсовывая ему то мобильный, то планшет с игрой, то мультики в телевизоре. Такое гипертрофированное общество прививает малышу исключительно урезанный словарный запас, почерпнутый у героев виртуальной реальности.

Излишняя требовательность, настойчивость там, где требуется мягкость, также могут привести к негативным последствиям: бесконечное повторение «скажи агу» приводит к противоположному эффекту – нежеланию говорить. Иногда на задержку речи влияет и такой «несущественный» факт, как употребление родителями нескольких языков одновременно (ребенку тяжело сориентироваться, на каком именно наречии начать общаться).

Важно. Основные условия, которые необходимо обеспечить малышу для нормального развития – забота, комфортная психологическая обстановка в семье и живое общение. В большинстве случаев этого бывает достаточно для гармоничного формирования личности.

Симптомы и признаки

Современные медики-нонатологи, детально изучающие человека в младенческий период развития, утверждают, что по характеру издаваемых звуков, их продолжительности можно судить о наличии тех или иных патологий. Например, крик новорожденного образуется в результате слаженного взаимодействия дыхательного, артикуляционного и речевого аппаратов. Существует определенное время, когда этот крик должен прозвучать (примерно через 60 секунд). Его продолжительность, сила и тембр могут многое рассказать специалисту о возможных врожденных патологиях ().

Практически весь первый год развития ребенок растет, набирает вес и активно развивается, подготавливаясь к освоению членораздельной речи. Различают несколько периодов с определенными признаками формирования навыков вербального общения:

  1. гуление (1,5-2 месяца);
  2. лепет (4-5 месяц);
  3. первые лепетные слова (7-8 месяц);
  4. короткие осмысленные слова (9-12 месяц), девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики.


Диагностика

Учитывая, что вероятные патологии речи могут быть выявлены уже на ранних стадиях развития ребенка, педиатры определяют специфичные признаки, позволяющие судить о задержках и отставаниях. Так, в доречевой (от 2 до 8 месяцев) период это ненормальное гуление, частое повторение фразы «па-па», беззвучное кривляние или короткие, состоящие из одного звука возгласы.

В более позднем (4 месяца) возрасте малыш не проявляет типичные эмоциональные реакции: радость при виде новых (любимых) игрушек, плач при расставании с мамой и тому подобные. А полугодовалые младенцы уже учатся воспринимать интонации человеческой речи и делают попытки воспроизвести отдельные фразы.

Задержка речи в 1 год выражается в игнорировании внешних звуковых раздражителей (зова по имени), в 1,5 года ребенок не может произносить простые слова, иногда пытается имитировать, повторяя услышанную чужую речь. 2 летние дети, при нормальных условиях, в состоянии составлять короткие, несложные предложения, имея в запасе до 100 различных слов.

Ребенок говорит настолько неразборчиво, что его трудно понять близким и часто общающимся с ним людям, незнакомые не воспринимают его речь вообще. При этом все указанные симптомы не могут служить 100 % основанием для постановки диагноза задержки темпов речевого развития у детей: для этого необходимо комплексное обследование.

Лечение

Существует достаточно много методик коррекций заболевания, чтобы можно было рекомендовать какой-то один. В большинстве ситуаций специалист применяет сочетание нескольких способов лечения, усиливающих эффект друг друга. Допустимо применение (поливитаминов и стимуляторов мозгового кровообращения), а также физиотерапевтических средств – магнитотерапии, электрорефлексотерапии.

В последнее время набирают популярность альтернативные методы, в частности, направленные на развитие мелкой моторики и пространственного, цветового восприятия мира (вышивка, лепка, рисование). Некоторые врачи пропагандируют, в качестве стабилизирующего фактора, катание на специально дрессированных лошадях (ипотерапия).

Профилактика

В качестве профилактических мер, специалисты советуют внимательное отношение к ребенку, живое общение с ним, адекватную реакцию на проявление первых признаков задержки речевого развития.

Раннее выявление патологии дает больше шансов на успешное лечение, что позволяет в дошкольном возрасте полностью устранить причины заболевания, нормально адаптировать малыша к походу в школу и жизни в обществе.