Игры по методике М. Монтессори для развития навыков детей. Раннее развитие ребенка: развивающие игры для детей Монтессори Игры монтессори картотека

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. «Коробочка с тканями»

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»

5. «Цветные дорожки»

Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра „Больше и меньше“

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра „Мытье посуды“

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10.Игра „Уборка“

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

11. «Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

12. «Волшебное сито»

Скажите: „В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Не во всех городах есть центры по развитию детей с помощью методики Марии Монтессори, поэтому сознательные родители стремятся развивать своих детей самостоятельно. Но как это делать и с помощью каких материалов - большой вопрос для неопытных мам и пап. В этой статье мы рассмотрим, в какие игры Монтессори можно играть с детьми разных возрастов в домашних условиях.

Занятия с годовалыми детьми

Развивающие игры по методике Монтессори своими руками сделать совсем не сложно для годовалого ребенка. Он воспринимает маму как центр всей его жизни, так как от нее зависит все его существование. Особенно, если ребеночек еще не научился ходить. Монессори-игры применяются и до года, но они направлены на развитие когнитивных процессов, поэтому их можно использовать, начиная с возраста 9 месяцев.

До начала игры заботливым мамам важно помнить, что малыши в этом возрасте не могут долго на чем-то концентрироваться и их обучение происходит в постоянном движении. Для этого нужно подготовить сразу несколько игр, чтобы ребенок переключался с одной на другую. Во что поиграть с годовальчиком?

Развитие крупной моторики

Детки в этом возрасте осваивают хождение, приседание, спуски, поднятие по ступенькам, бег. Это и есть крупная моторика, поэтому не требуются специальные по этой методике. Мамы должны следить за обеспечением возможности бегать, ходить, спускаться. Здесь игрой будет постоянный спуски и поднятие по лестнице на детской площадке.

Мамы дома могут сделать препятствия из подручных средств, которые маленький исследователь должен обойти или проползти вокруг. Если есть возможность, приобретите тоннель, по которому ваше чадо будет проползать.

Мелкая моторика в год

Наряду с развитием крупной моторики, мелкая также должна активно развиваться в это время. Для таких маленьких деток подойдет игра с пирамидкой - можно одевать колечки в разном порядке, это для крохи будет интересно. Хорошо помогут в развитии мелкой моторики игрушки-сортеры, вставка в отверстия фигурок, если они будут разноцветными - это только подогреет интерес малыша.

Поиграть с малышом можно и с помощью обычных прищепок: взять несколько разноцветных прищепок и показать, как их открывать, что с ними делать. Ребеночек с удовольствием будет ими манипулировать.

Развитие речи

Развитие речи годовалых малышей входит в раздел дидактических игр в системе Монтессори. В этом возрасте очень важно активно обучать маленьких «учеников» речевым оборотам, словам, звукам, названиям картинок и предметов.

Этому в методике Монтессори посвящено много игр и предметов. Важно комментировать все, на что показывает малыш, что он делает, кто с ним разговаривает и так далее. Так кроха будет постоянно слышать необходимые сочетания звуков, перенимать их и учиться самостоятельно говорить их.

  • сначала мама показывает картинку и называет, что на ней нарисовано, малыш слушает и щупает картинку;
  • затем, когда ребенок привык к изображениям, мама спрашивает: «где лиса? где кошечка?»;
  • когда малыш без ошибок начинает показывать животного (любой предмет на карточке), следующий этап - самостоятельное название изображения. Мама должна спросить: «Кто это?». При незначительном словарном запасе в год ребенок уже некоторыми звуками, сочетаниями звуков, может обозначить ту или иную картинку.

Игры для двухлеток

Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.

Развитие сенсорного опыта

Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:

  • Сортировка предметов - малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку.
  • Пирамидка или башенка - две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка - деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга.
  • Пазлы - для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение - домашнее животное или предметы обихода, быта.

Игры в воде

Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.

  • Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц - малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую.
  • Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же.
  • Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку.

Музыкальное развитие

В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.

Математические игры

Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.

Развитие трехлеток по Монтессори

Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.

Развитие навыков в практической жизни

В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:

  • Пересыпание зерна - для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску.
  • Вылавливание шариков в воде - малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком.
  • В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела.

Знакомство с математикой. В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета - игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.

Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.

Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов

Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.

Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Игры для ребенка - основной способ получать новую информацию. Зная это, можно решить вопрос того - существует множество интересных развивающих игр, в которые можно играть в пути.

1. Игра "Бумажные шарики и улитки"

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

2. Игра "Веселые прищепки"

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. Игра "Коробочка с тканями"

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. Игра "Больше и меньше"

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

5. Игра "Цветные дорожки"

Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. Игра "Разложим по порядку"

высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами

Живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра "Мытье посуды"

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

9. Игра "Уборка"

Крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

10. Игра "Не просыпь и не пролей"

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

11. Игра "Волшебное сито"

Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием.

Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему »!

Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку.

Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть».

Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно! Особенно, если это ролевые игры.

В 2 года начинается медленная подготовка руки малыша к письму. Это не означает, что он освоит письмо в столь раннем возрасте, процесс займёт долгое время. Но двухлетнему уже можно предлагать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Например, занятие с прищепками, которое легко провести дома. Понадобятся небольшая аккуратная коробка и несколько прищепок. Покажите, как брать прищепку тремя пальцами правой руки, открывать её и закрывать на бортике коробки. После все прищепки убирают в коробку и ставят на полку.

Как только упражнение перестанет вызывать трудности, перенесите навык на практическую работу: давайте ребёнку развешивать платочки или детские вещи после стирки.

  1. Сенсорные коробки.

На 2 года приходится пик сензитивного периода интереса к мелким предметам. Используйте этот интерес в сенсорных играх.

Наполните таз песком или крупой, приятной на ощупь - пшеном или чечевицей, - дополните мелкими игрушками или природными материалами. Пусть кроха закапывает предметы в крупу и ищет. После можно дополнять пособие сосудами и ложками для пересыпаний и другими деталями, создавая сенсорные коробочки.

  1. Сортировки.

В 1,5–2 года дети открывают для себя идею, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым упражнением многих малышей. На сортировках вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвета, размеры, формы.

Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Для первых сортировок подходит деление фасоли на красную и белую или разделение камней и ракушек. После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам.

  1. Перекладывание ложкой, щипцами.

Для развития моторики предлагайте двухлетнему следующие упражнения: перекладывания ложкой или щипцами, просеивание через сито, вылавливание ложкой предметов из воды. Подходят и любые другие игры в этом роде, которые просто организовать дома из подручных материалов. Примите во внимание, что перекладываемые предметы должны быть одинаковыми и их должно быть такое количество, чтобы работу можно было закончить и повторить по желанию.

  1. Выкалывание.

Ещё одно Монтессори-пособие своими руками, которое часто используется и в группах, - выкалывание. Возьмите плотную картонку или другой материал подобной твёрдости, положите на неё лист бумаги. На листе нарисуйте точками контур геометрической фигуры и дайте ребёнку. Пусть он выкалывает ручкой без чернил каждую точку.

  1. Резание ножницами.

В Монтессори-группах это упражнение предлагают с 1,5–2 лет. Подготовьте тонкие полосы бумаги с начерченными поперёк линиями. По этим линиям малыш и будет резать бумагу на кусочки.

Небольшие квадраты, полученные после резки, можно приклеить на лист бумаги, сделав аппликацию.

  1. Готовка и занятия на кухне.

Двухлетние дети обожают готовить. Предлагайте смешивать ингредиенты для салата или пирога, чистить яйца и варёную картошку, делать печенья при помощи формочек, резать мягкие овощи.

Нож для резки не должен быть слишком острым, но должен реально резать.

Начните работу с банана. Покажите, как отрезать кусочек и сразу отложить его на тарелку. Обычно дети работают очень аккуратно, так что порезов не случается.

  1. Упражнения в мытье.

В 2 года у детей просыпается невероятный интерес к домашней работе. Поэтому показывайте детям, как мыть небольшой тряпочкой рабочие поверхности и вытирать со стола, вытирать пол тряпкой или специальной детской шваброй, мыть овощи и фрукты, посуду. Помните, что важен процесс, а не результат. Поэтому ни в коем случае не критикуйте плохо сделанную работу.

  1. Развитие речи: сопоставление предмета с изображением.

Дети до 1,5–2 лет расширяют словарный запас с помощью речевых коробок. В них собрано несколько предметов, объединённых определённой темой. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

По мере развития речи от фигурок переходят к работе по карточкам. Для этого малышу надо объяснить, что с карточками работают так же, как с фигурками, и карточки и фигурки могут обозначать одинаковые понятия. Сделайте набор карточек к уже имеющемуся у вас набору фигурок. Предложите сопоставить фигурки с карточками. Если такое сопоставление удаётся легко, переходите на карточки, с помощью которых можно ввести больше понятий.