Электронные учебники по русскому языку. Что такое жестокость? (сочинение-рассуждение) Вывод на тему жестокость

Тема урока « Подготовка к написанию сочинения 15.3 в формате ОГЭ ».

Цели урока: создать условия для развития коммуникативных УУД (устной монологической и диалогической речи учащихся), в которых ученик сможет достичь следующих результатов (предметных):

1)совершенствовать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста;

2) формировать умения на основе анализа отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формировать навык составления собственного монологического высказывания на заданную тему в публицистическом стиле в соответствии с требованиями ОГЭ.

Метапредметные задачи :

1) формирование таких нравственных качеств, как милосердие, отзывчивость, человечность (личностные);

2) умение извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять её (познавательные );

3) ставить и формулировать цели предстоящей учебной деятельности; в ыполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение; строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, подбирать аргументацию) ( регулятивные);

4) способность работать в паре, группе, формировать своё мнение и позицию, развивать культуру речи (коммуникативные).

Методы обучения:

    проблемно-поисковый;

    сравнительный анализ информации.

Материально-техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация;

    тетради по русскому языку;

    памятки для учащихся;

    текст А.Цессарского;

    тест

    толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Педагогическая технология: коммуникативно-диалоговые технологии, технологии информационно-коммуникативного обучения .

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части

Ход урока.

I . Организационно – мотивационный этап. Создание эмоциональной атмосферы урока. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы .

(Слайд 2)

1.Чтение учителем стихотворения « Как часто мы делаем больно другим...»

Как часто мы делаем больно… другим.
Нарочно… Невольно…
Обидные фразы в сердцах говорим,
Не видя, как больно.

Как часто от злости мы рубим с плеча,
Терзая… калеча…
Играя в преступника и палача,
Наносим увечья.

Как часто жестоки бываем подчас
С любимыми нами,
Кидая обрывки безжалостных фраз,
Что жгут, словно пламя.

Не зная, как трудно ожоги лечить,
Не ведаем даже,
Что так же играя, нас могут убить…
Однажды… однажды…

О чем это стихотворение? (О жестоком отношении к близким и чужим людям)

Каковы способы проявления жестокости? (Разные: грубое слово, физическое насилие, моральное подавление, насмешка, намеренная клевета, равнодушие, убийство и т.д.)

2.Демонстрация слайдов с примерами жестокого и равнодушного отношения к людям. (Слайд 2)

Как мы убедились, жестокость многолика и проявляется по-разному. А значит, для каждого из нас и для общества в целом она представляет серьезную опасность.

На какие проблемные вопросы нам нужно будет ответить сегодня на уроке? (Что такое жестокость? Каковы причины жестокости? Как с ней бороться?)

Запись темы урока в тетради. (Слайд 3)

Тема урока : «Что такое жестокость?»

II. Актуализация знаний.

1. Цели урока. (Слайд 4) Слово учителя.

Через год вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Один из видов работ на ОГЭ - создание сочинения-рассуждения публицистического характера на основе предложенного текста художественного или публицистического стиля.

Вспомните алгоритм написания сочинения-рассуждения (тезис – аргументы - вывод).

- Назовите отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи.

Давайте определим цели нашего урока.

Продолжите фразу « Цели урока …»:

- уметь отбирать материал к сочинению-рассуждению публицистического стиля на тему «Что такое жестокость?» ;

- строить собственное высказывание на основе заданного алгоритма действий в соответствии с требованиями ОГЭ.

2. Работа с текстом Альберта Вениаминовича Цессарского «Жестокость - оборотная сторона трусости» . (Слайд 4)

Слово учителя : Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи. Для анализа мы возьмем текст Альберта Вениаминовича Цессарского.

1. Об авторе текста.

А.В. Цессарский – по профессии врач, участник обороны Москвы. С 1942 по 1944 годы находился в десантном партизанском отряде под руководством полковника Д.Н. Медведева. Спас жизни многим партизанам и участникам подполья, лично оперировал легендарного разведчика Н.Кузнецова, ставшего Героем Советского Союза. Писать начал после войны. Его книги рассказывают о мужестве и стойкости советских разведчиков и партизан, ковавших победу в тылу врага.

2.Выразительное чтение текста подготовленными учащимися . Чтение сопровождается демонстрацией слайдов. (Слайды 5-18)

3. Вопросы на восприятие текста.

- Какое впечатление произвел на вас текст и почему?

- Какова тема текста? (О жестокости, трусости, о жестоком человеке.)

- Назовите стиль данного текста. (Художественно-публицистический)

- Какой тип речи использован в тексте ? (Повествование с элементами рассуждения и описания).

- В каком предложении выражена основная мысль текста? (В последних предложениях:

4. Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ по вариантам (ТЕСТ) (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ) (3 мин.).

Самопроверка (ответы на слайде). (Слайд 19)

    Пошаговая подготовка к домашнему сочинению 15.3 с использованием АЛГОРИТМА написания сочинения, таблицы (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

1. Чтение инструкции к сочинению.

- Как формулируется экзаменационное задание к сочинению С15.3? (Слайд 20)

Как Вы понимаете значение слова жестокость ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жестокость?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

2. Повторяем алгоритм сочинения. (Слайд 21)

- Какова схема построения сочинения-рассуждения С15.3?

Обратимся к Памятке №1

Памятка №1

1.Тезис.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий.

4. Второй пример - аргумент из Вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

5. Вывод.

3. Учимся давать толкование слова.

1) Повторяем способы толкования. (Слайд 22)

Подберите к слову жестокость:

1) существительные- синонимы (1 вариант);

2) существительные- антонимы (2 вариант) - и запишите их в таблицу №2.

3) Работа со словарями

Давайте обратимся к Приложению, в котором даны словарные статьи из разных словарей.

Как объясняется слово ЖЕСТОКОСТЬ в различных словарях?

Сравните свою таблицу, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. Всё ли мы написали? (Слайд 23)

4) Записываем тезис.

Запишите тезис сочинения в форме ответа на вопрос «Что такое жестокость?», начиная его словами «Жестокость – это …» в таблицу. (2 минуты)

Варианты тезиса:

Жестокость – это бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к живым и неживым существам.

- это желание причинять страдания любому живому существу.

- это проявление неуважительного, грубого отношения к людям, демонстрация своей силы и величия.

- это свойство людей, не знающих жалости, доброты .

Проверка записанного тезиса. Исправление недочетов.

6) Сбор материала для комментария тезиса. (Слайд 24)

- Комментарий к тезису – 2-3 предложения , содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлена жестокость. Что может послужить причиной проявленной жестокости? Чем она страшна? Каковы ее последствия?

Обсуждаем! (Слайд 25)

Причины жестокости:

    неудовлетворенность жизнью и собой;

    стремление к самоутверждению человека слабого, с комплексами;

    демонстрация своего величия и силы;

    низкие моральные принципы, отсутствие чувства любви, сострадания, сопереживания;

    равнодушие к страданиям и боли других;

    другие причины

- Когда повышается уровень жестокости?

Во время войны и в критических ситуациях уровень жестокости повышается. Примером могут служить полицаи, которые в Великую Отечественную войну набирались из местного населения. Их жестокость даже ужасала эсесовцев, которые говорили: «Если они так жестоки со своим народом, что же они сделают с нами в случае победы?»

-В чем опасность жестокости? (Слайд26)

    Жестокость делает человека извергом

    Жестокость сложно остановить; она может стать причиной преступления, предательства

    Жестокость порождает жестокость

    Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, обществу

    Жестокость – ненадежное прикрытие собственной неполноценности

7. Запись комментария тезиса в таблицу. Проверка.

8) Приводим аргументы в соответствии с комментарием.

- Что такое аргументы? Каковы варианты аргументации? (Слайды 27, 28)

А) Аргументы из исходного текста. Анализ текста. (Слайд 29)

Что же заставило человека переступить запретную черту, за которой начинается разрушение личности человека? Обратимся к тексту.

- На сколько частей (условно) можно разбить этот текст? Почему?

- Какой прием использовал автор для осуществления своего идейного замысла? (Противопоставление)

- Когда происходят события в рассказе? Как можно озаглавить первую часть текста?

(В июле 1941 года в Москве на стадионе формировалась комсомольская добровольческая часть. Тогда и произошло первое столкновение Гриши Воронихина с Боголеповым.)

- Найдите в тексте предложения, объясняющие причины жестокости Боголепова по отношению к мышонку. Какие средства языка помогают нам это понять? Устно обоснуйте свой выбор предложений.

(- Каким мы видим Боголепова в начале рассказа? Какие средства использует автор для создания его портрета, передачи его поведения?

(«здоровенный парень с лихим вороным чубом и черными глазами» - подчеркивается его физическая сила)

- Кого в данном случае называет противником Боголепов? А кто такой противник?

-Какой прием использует автор, описывая мышонка и Боголепова? (противопоставление, контекстуальные антонимы: «здоровенный парень» - «серый мышонок», «хвостик», «спинку», «лапки»)

- Для чего Боголепов хочет раздавить мышонка ? («вытравить» из будущих бойцов «интеллигентную сырость», «огрубить» их нервные волоконца».) В его понимании, солдат должен быть жестоким, беспощадным к врагу (предложение 4) Прав ли он? Предположите, каким тоном произносит эти фразы Боголепов?

( С иронией. Он насмехается над новобранцами, которые еще не нюхали пороха, не сталкивались с врагом нос к носу. Себя-то он считает героем, храбрецом… в борьбе с мышонком! Демонстрирует свое физическое превосходство над другими солдатами. Эпитет «любовно» создает впечатление, что Боголепов не впервой издевается над беззащитным существом.)

Как другие солдаты реагировали на слова Боголепова? Почему не заступились? Какого чувства стеснялись будущие солдаты?

- Почему Боголепов раздавил мышонка? («Толпа» не поддержала Гришу: стеснялись своего чувства жалости к мышонку, боялись быть осмеянными Боголеповым, даже пытались подыгрывать ему: «криво улыбались» - смалодушничали, проявили слабость, струсили.)

- Итак, каковы причины жестокости Боголепова? (демонстрация собственной силы - 2,22, желание преподать урок «храбрости» новобранцам- 4,10,11,14, получает удовольствие от унижения других- 3 ,5, 10,11,14, трусость других солдат – 15-17 ) (Слайд 31)

- Как бы вы озаглавили вторую часть текста? (В окружении) (Слайд 32)

Как ведут себя Боголепов и Гриша в минуту опасности? Что случилось между ними? Почему Боголепов не стрелял? Найдите предложения для второго аргумента, запишите их. Обоснуйте свой выбор.

- Кого напоминает Боголепов в конце рассказа ? («ворвался в комнату»- признак паники, «должен был оборонять …но…не стрелял» (конт. антонимы) – забывает о своем долге, о товарищах, «трясущимися руками», «белое, как мел, лицо» (фразеологизм) , «остервенело рвал»– весь во власти страха, «съежившись, боком стал протискиваться за дверь» - спасая свою шкуру, как тот несчастный мышонок, пытается незаметно выскользнуть из ловушки.)

- Как вы объясните причины такого постыдного поведения Боголепова? (Боголепов демонстрирует свою храбрость и суровость перед кучкой неопытных юнцов, издеваясь над безобидным мышонком. Но когда эти качества требовалось проявить в минуту смертельной опасности, в схватке с настоящим противником, он ведет себя как последний подлец, Забыв о долге солдата, о товарищах, охваченный страхом, он впадает в панику и готов сдаться на милость врагу. Жестокость, проявленная к маленькому беззащитному существу, обернулась еще большей жестокостью – привела к гибели его товарищей и собственной бесславной смерти .) (Предложения 31,33,34-39,41-44)

-Как вы оцениваете поступок Гриши? Ведь он тоже проявил жестокость – застрелил Боголепова.

- Какую оценку действиям Боголепова и Гриши дает автор? Согласны вы с ним? (Слайд 33)

( «Жестокость – это оборотная сторона трусости. Не злые, не жестокие, а добрые люди стояли насмерть, спасая Родину.)

- В прямом или в переносном значении употреблено здесь слово жестокость?

- Дайте толкование слову трусость. ( Трусость - свойственная трусу робость, боязливость)

- Какие антонимы можно подобрать к слову трусость? (мужество, смелость, храбрость, геройство)

- Вы обратили внимание, что жестокость и трусость идут рядом. А с чем рядом они не идут ? (милосердие, достоинство, добродушие)

-Может ли человек, переступивший запретную черту, быть героем времени?

(Нет. Героями времени становятся такие, как Гриша.)

Б) Подбираем примеры для 2-ого аргумента из жизни. (См. слайд 34, 35)

Ищем аргументы из жизненного опыта

    Например, из биографии (указать имя учёного, писателя, художника или любого другого известного лица ) нам известен подобный факт:…

    Подобный вопрос нередко обсуждается в телепередачах (указать название, привести примеры)

    Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

    Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) гласит (или говорит) пословица (поговорка, высказывание известного человека) :…

    Наблюдая за своими одноклассниками , я не раз замечал , что…

    Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а) произведение (название, имя автора), в котором …

Слайд 35

Пословицы и поговорки о жестокости

    Жестокого сердцем не уговаривай, ведь в камень и гвоздя не забьешь.

    Равнодушие – высшая форма жестокости .

    Жесток нрав не будет прав.

    Всякая жестокость рождается от немощи. (Луций Сенека)

    Неуверенность рождает злость. (Вячеслав Бучарский)

    Жестокость и страх пожимают друг другу руки. (Оноре де Бальзак)

    Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Ариосто)

    Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (Ж. Бернарден)

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации: ей нужен лишь повод. (Джорж Элиот)

- Какие из приведенных высказываний более всего подойдут в качестве аргумента?

Художественные произведения:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «После бала», А.И.Куприн «Поединок», М.А.Шолохов «Судьба человека», В. Железников «Чучело» и др.

- Какие эпизоды из произведений, изученных нами, возьмете вы в качестве аргументов? (Жестокосердное отношение Швабрина к Маше Мироновой, его переход в стан Пугачева, чтобы спасти свою шкуру; сцена жестокого избиения татарина и солдата, запечатлевшаяся на всю жизнь в памяти Ивана Васильевича и изменившая его жизненные планы.)

Обратить внимание!

! !! - Как оформить аргументы в сочинении и Как перейти от комментария к аргументам? См. Памятки. (Слайд 36 -37)

Помним, что все части сочинения должны быть логически связаны, четко выстроена структура сочинения.

9. Формулируем вывод. ( Слайд 38)

Как правильно оформить вывод, подскажет памятка.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Давайте еще раз обратимся к тексту. Найдите предложения, выражающие точку зрения автора. В чем убежден автор? Согласны вы с ним?

-Как же преодолеть жестокость? Какое решение этой проблемы предлагает автор? (Слайд 39)

- Что об этом говорится в Евангелие? (СМ. эпиграф к уроку)

(Через утверждение общечеловеческих ценностей, восстановление любви к себе самому и ближним. Понимание ценности своей жизни и жизни других людей.

Сочувствие и милосердие к чужому горю уменьшают чувство жестокости.

Самосовершенствование личности человека как путь к выравниванию самооценки, успеху и общественному признанию.)

IV . Рефлексия.

Перед началом урока мы с вами определили цели. Удалось ли нам достичь намеченных целей?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что для вас было особенно трудным?

Над чем вам нужно ещё потрудиться?

Что вам понравилось на уроке?

Какие задания были для вас наиболее интересными?

А какой опыт был наиболее важным и ценным во время занятия?

Где вы сможете применить полученные знания?

Д/З.: написать сочинение-рассуждение на основ11е собранного материала и памяток к написанию сочинения . (Слайд 40)

Приложение

Таблица к уроку

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича

Жестокий - 1. Крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Жестокий враг. Жестокие нравы. Жестокий человек. 2. Перен. Очень сильный, превосходящий обычные размеры, степень. Жестокая борьба. Жестокая необходимость.

Жестокость –1 см. жестокий.

Жестокосердный (высок.) и (устар.) жестокосердый - жестокий, бессердечный, лишённый чувства жалости.

2.Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. (Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка)

Словарь Суккубов

Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.

Вариант 1

Часть 1

Часть 2

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!

(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…

(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.

(28)— Моя, — ответила Светка.

(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала. (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!

(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!

(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(54)— Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(56)После спектакля Наташа предложила:

(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».

(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

( По Е. Габовой)

Елена Васильевна Габова (Столповская) - современная писательница. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не хотели брать Рыжуху с собой в поход?»

1) ( 37) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

2) (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

3) (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили.

4) 4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора .

1 ) Светка оказалась золотой.

2)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере.

3) В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

4) Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 34-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующей согласной.

Ответ: ___________________________

5. Из предложений 7-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется буква Ю» .

Ответ: ___________________________

6. Замените разговорное слово « допотопную » в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7. Замените словосочетание «брезгливо отодвигала» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление .

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 55- 60 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру , обозначающую запятую при вводном слове.

Весь спектакль я просидел, (1) не шелохнувшись, (2)не понимая, (3) чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.После спектакля Наташа предложила:

Может, (4) пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

Нет,(5) давай в другой раз,(6) — скромно ответил я.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вечером возьмёт Светка лодку,(1) выгребет на середину озера и начинает выть.

Вернее,(2) она пела,(3) но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру,(4) и клевать у нас переставало…

Ответ: _ _____________________________________

13. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

14. Среди предложений 60 - 69 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______ ________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В.Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

.

Вариант 3

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

Вариант 4

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Распугиваешь

В последнее время в новостях все чаще рассказывается о жестокости в среде подростков, а именно о том, как несколько человек избивают одного. И не просто бьют, а еще и снимают весь процесс на камеру. Особенно поражает, что участвуют в этом и девочки. Раньше пацаны во дворе разбирались один на один, остальные следили за честностью поединка; о девчонках и речь не шла. Считается, что так самоутверждаются слабые, забитые люди. Люди, испытавшие на себе психологическое давление. Давно доказано, что жестокость порождает ответную жестокость. Вот и получается, что подростки транслируют тот уровень жестокости, который есть на самом деле в нашем обществе.

Недавно по телевидению повторяли экранизацию рассказа Л.Толстого «После бала». Главный герой повествует о том, что один и тот же человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. На балу старый полковник кажется рассказчику седовласым красавцем, трогательно танцующим со своей дочерью. Наутро после бала мы становимся свидетелями страшной картины. Полковник командует действиями солдат, наносящих удары по провинившемуся татарину. Спина наказанного истерзана до неузнаваемости, но полковник продолжает руководить избиением. Рассказчик шокирован, он пытается убедить себя в том, что жестокость была необходима, что не мог отец Вареньки оказаться таким страшным человеком. Потрясение от увиденного настолько сильно, что главный герой признается: после этого случая он отказался поступать на военную службу, а любовь к Вареньке постепенно пошла на убыль. Как видим, жестокость способна не только повлиять на принятие жизненных решений, но и разрушить отношения между людьми.

Три года назад мы узнали шокирующую историю о женщине, которая убила молотком 17 старух. В "Комсомольской правде" рассказ о ней вышел под заголовком "Блондинка с молотком ". Убийца нападала на бабушек и жестоко забивала их из-за денег на водку. Я не знаю, что ещё должно произойти в нашем мире, чтобы люди очнулись и вспомнили о том, что они люди, а не хищные животные.

В романе Ульяма Голдинга "Повелитель мух" показано, как легко жестокие люди берут власть в свои руки и побеждают людей разумных. Жестокость мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, приводит к тому, что они начинают убивать. Сначала убийство происходит случайно. Потом, почувствовав безнаказанность силу, дети уже начинают охоту на своего бывшего лидера Ральфа. В результате они сжигают остров. Если бы не прибыли взрослые спасти мальчишек, думаю, они все поубивали бы друг друга, а оставшиеся погибли бы с голода на выжженной земле.

Вариант 1

Жестокость - это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подро­стках хоть что-то человеческое?

Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдя­ми: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2

Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страда­ния другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то по­нял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в по­следний момент - это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей свер­стницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусли­вого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одно­классников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказать­ся вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3

Жестокость - это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, - от жестокости слов до жестокости действий.

В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище - Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, - за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девоч­ки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они оста­нутся такими же?

Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жесто­кость неприемлема в человеческих отношениях.

Текст для работы

(I) Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши дев­чонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажён­ная, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напро­лёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на сере­дину озера и начинает выть.

(8) Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(II) - Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову по­говорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устрои­ла запись желающих в очередной поход.

(18) Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19) - Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с на­ми на прогулку!

(21) - Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.

(22) Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24) - В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25) Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...

(26) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе те­плохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28) 3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29) - Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с мар­гарином и яйца лежали.

(30) - Моя, - ответила Светка.

(31) - Алле хоп! - воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:

(32) - Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.

(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38) - До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(41) - Прощай, подруга!

(42) - Больше не увидимся!

(43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжу­хой устроил...

(44) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не по­нял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - неда­ром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лу­гам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам рас­ходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сто­рону отодвигала...

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радо­ваться...

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная ска­зала, что она поступила в музыкальное училище.

(54) А ещё через пять лет я начал учиться в одном из пе­тербургских вузов и познакомился с Наташей, которая по­вела меня в Мариинку, на оперу.

(55) В первые минуты спектакля на сцене появилась рос­кошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благо­родной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! - кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в од­ном классе учились!

(60)- Что ты говоришь?! - всполошилась знакомая. (61)- Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63) - Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64) - Светлана Сергеева.

(65) Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не по­нимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

(66) После спектакля Наташа предложила:

(67) - Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не гово­рил, что она «выла».

(73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74)- С Сергее­вой в одном классе учился!

(76) Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой)

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя — Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе — прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина — В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах — Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них — Люся — всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа « » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.