Плотный шов зигзаг. «Применение зигзагообразной строчки» - Урок. Приставка зигзаг к подольской машинке

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях

Учитель технологии: Переверзева Лариса Евгеньевна

1. Тема урока: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях.

$12. Продолжительность занятия: 45 минут

$13. Место данного урок: Элементы машиноведения. Работа на швейной машине. 7 класс

$14. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

$15. Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать, углубить, упрочить знания учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой учебный труд, настойчивость, взаимопомощь, умение работать индивидуально.

Развивающие : продолжать развивать мышление, внимание, самостоятельность, способность творчески проявлять творческий подход при выполнения задания.

$17. Тип урока: практикум

$18. Формы организации обучения на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

$19. Учебно-методическое и материально-техническое осна щение занятия: Учебники,рабочие тетради, технологические и инструкционные карты, образцы, выкройки, х/б ткани, бусины, пуговицы, тесемочки, булавки, ножницы, мелки портновские, проектор, экран, компьютер.

$110. Межпредметные связи: черчение, рисование.

11. Содержание деятельности учителя и деятельности ученика

I этап: контролирующие и инструктирующая функции преподавателя. Теория.

II этап: демонстрация. Интеллектуальная деятельность учащихся.

III этап: творческая деятельность учащихся.

IV этап: уборка мест, домашнее задание, подведение итогов урока.

$111. Структура урока, время на каждый этап урока

I этап: организационный момент, проверка готовности к уроку, 5 мин.

II этап: устный опрос, ввод в тему, 5 мин.

III этап: инструктаж, практическая работа, 30 мин.

IV этап: подведение итогов, домашнее задание, 5 мин.

13. Методы и приемы обучения

1. объяснительно-иллюстративный

2. проблемного изложения материала

3. исследовательский

14. Средства обучения

Швейные машины, инструменты и приспособления для шитья, ткани, эскизы, выкройки, образцы, проектор, экран, компьютер.

$115. Методы и приемы безопасной работы на уроке технологии

Инструкции по ТБ

$116. Реализация поставленных задач (образовательной, вос питательной и развивающей) обучения на уроке, прогно зирование результатов деятельности учащихся

Осуществляется в произвольной форме.

$117. Методы и формы контроля

Для каждой работы учащихся должны быть разработаны критерии ее оценки, способы измерения качества проделан ной работы.

18. Краткое содержание теоретической и практической части урока

КОНСПЕКТ урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

Вначале нашего урока проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, синтепон, картон, коробочки для мусора.

Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?

(Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость; Руки во время шитья держат на весу. Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти; После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку).

Повторение пройденного:

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.

$1· Чем отличается швейная машина, выполняющая зигзагообразную строчку, от прямострочной?

$1· Для чего необходимо обметывать срезы тканей разной толщины?

$1· В чем состоит особенность обметывания тканей разной толщины?

$1· Что такое флизофикс и где он применяется?

$1· Для чего нужны приспособления к швейной машине?

$1· В чем преимущества выполнения прорезной петли швейной машины по сравнению с ручным способом?

$1· Как подготовить изделия к штопке?

$1· Как подбираются нитки для штопки?

Практическая работа . Изготовление сувениров с применением зигзагообразной строчки

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильную работу (дифференцированный подход). И оформит игрушку, применив творчество и фантазию.

Сейчас мы с вами приступим к изготовлению сувенира. Надо постараться сделать ее красиво и качественно, а для этого нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005) (инструкции прилагаются)

Прослушайте инструктаж по технологии изготовления данного сувенира:

Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладошки три хлопка,

Головою - три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем песенки на новогоднюю тему (включить музыку).

Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они выбирают ткани, фурнитуру и продолжают работу на швейных машинах.

При желании дети могут придумать свои варианты.

Подведение итогов занятия:

А теперь посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали. Создаем выставку из выполненных только что сувениров. Каждый из вас представляет свою поделку и высказывает свое мнение о работе.

19. Использование дифференцированного подхода к обучению технологии

1) изготовление подвесок для елки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки (в виде звездочек, сердечек, елочек).

2) изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей, фурнитуры с использованием зигзагообразной строчки (уточка, петушок, снеговик).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 1: Изготовление подвесок для ёлки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Каждый мотив по внешнему и внутреннему контурам перевести на сукно (фетр) разных цветов и вырезать.

Меньшую деталь мотива украсить по желанию бисером, вышивкой, пайетками и т.д.

Украшенную меньшую деталь мотива наложить на большую и, проложив между ними слой синтетической ваты или синтепона, соединить по контуру зигзагообразной строчкой, прихватывая у верхушки сувенира тесьму для подвешивания.

Приложении 3.

Образцы выполненных сувениров находятся в Приложении 4.

Практическая работа № 2: Изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Мотивы перевести на кальку и вырезать (крыло и клюв уточки или петуха перевести и вырезать отдельно).

На изнаночную сторону лоскутов приутюжить флизелин, чтобы срезы деталей в дальнейшем не осыпались.

Сердечко. Обе детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать по контуру и обшить зигзагообразной строчкой, оставив небольшой открытый участок для набивки. Сердечко набить ватой, открытый участок зашить зигзагообразной строчкой. Из тесьмы сделать бантик и петлю для подвески. Бант и петлю пришить к сердечку несколькими стежками.

Медвежонок. Медвежонка сшить так же, как и сердечко. Маленькие перламутровые пуговицы пришить к животу, кручёной ниткой или тесьмой обвязать шею медвежонка, завязать бант. Несколько ниток или тесьмы протянуть через голову между ушами, концы связать бантом.

Уточка или петушок. Крыло и клюв приметать к одной из деталей. Крыло пришить красными нитками мулине в 3-4 сложения, глаз вышить двусторонней гладью или пришить пуговицу. Уточку сшить как сердечко, прихватив клюв и набить ватой. Пуговицы пришить на месте лапок. Широкую полоску тесьмы обвязать вокруг шеи и завязать бант, из другой полоски сделать петлю для подвески, протянув её через спину и связав концы бантом.

Выкройки деталей сувениров находятся в

ЛЕКЦИЯ 4

1. Виды и образование зигзагообразной строчки.

Виды и образование зигзагообразной строчки

Зигзагообразная строчка широко применяется в швейной промышленности и может быть выполнена на машинах челночного и цепного переплетения. Зигзагообразная строчка применяется для выполнения стегальных, подшивочных работ, для пришивания кружев, аппликаций, для соединения деталей встык, для выполнения простейших вышивальных строчек с периодически повторяющимся узором, для изготовления петель и т. д. Принцип образования этих строчек обычно одинаковый. Они образуются путем смещения иглы перпендикулярно линии строчки. Смещение иглы происходит в тот момент работы машины, когда игла находится за пределами мате­риала. Применяются и другие способы выполнения зигзагообразной строчки.

При выполнении зигзагообразной строчки игла кроме вертикальных движений совершает движение поперек строчки, в связи с чем, челнок развернут так, что его плоскость вращения параллельна плоскости отклонения иглы.

Принцип образования стежка следующий: игла делает левый прокол 1 и при подъеме из крайнего нижнего положения образует петлю из верхней нитки, которую захватывает челнок. Затем игла выходит из материала и отклоняется поперек строчки, рейка при этом перемещает материал на расстояние равное шагу строчки и игла совершает правый прокол 2. Далее процесс повторяется (рис. 4.1).

На отделочных операциях для особо прочного скрепления деталей выполняют многоукольные зигзагообразные строчки челночного переплетения, которые могут выполняться на одноигольных и многоигольных машинах. Многоукольные строчки состоят из трех, шести, двенадцати и двух последовательно повторяющихся стежков (рис. 4.1).

Рисунок 4.1 - Разновидности зигзагообразных строчек

Для выполнения двухлинейных строчек используют две иглы, которые взаимодействуют с одним челноком. Для получения требуемого рисунка строчки на машинах имеется набор сменных копирных дисков.

В настоящее время в швейной промышленности применяются машины отечественного и импортного производства.

2. Машины отечественного производства. Машина 26 кл. ЗАО «Промшвеймаш» и модификации на ее основе.

Машина 26 класса ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для обработки изделий из хлопчатобумажных и шерстяных материалов: выстегивания бортовой прокладки, подшивания низа женских пальто, обработки воротников в мужских костюмах, пришивания кружев, тесьмы.



Вариантами машины 26 кл. являются машины 26-А, 26-1, 426, 1026 и 75-А кл.

Техническая характеристика машины 26 кл. Частота вращения глав­ного вала 4000 мин -1 , длина стежка регулируется от 0 до 4,5 мм, ширина строчки до 9 мм. Наибольшая толщина стачиваемых тканей в сжатом состоянии под лапкой не более 6 мм. Вылет рукава машины 198 мм. Масса машины – 22 кг.

Рабочие органы машины следую­щие: игла прямая, совершающая возвратно-поступательные дви­жения по вертикали и перемещение поперек линии строчки; меха­низм отклонения рамки игловодителя маятникового типа; нитепритягиватель шарнирного типа; ротационный челнок с гори­зонтальной осью вращения; реечный механизм перемещения, ко­торый обеспечивает подачу материала только в одном направлении (от работающего); шарнирная прижимная лапка.

В машине регулируются положение иглы относительно носика челнока и относительно игольной пластины; величина переме­щения зубчатой рейки в направлении подачи (шаг строчки) и высота ее подъема над игольной пластиной; величина попереч­ного смещения иглы (ширина зигзага); давление лапки на ма­териал; натяжение ниток иглы и челнока.

Швейная машина 26 кл. состоит из швейной головки (рис. 4.1) и промышленного стола.

Рисунок 4.1 – Конструктивно-кинематическая схема машины 26 кл.

От главного вала 8 через кривошип 7 движение передается нитепритягивателю 6, а через шатун 2 игловодителю 1, направ­ляющие которого находятся в рамке 4, качающейся около пальца 5. Качательные движения рамка получает от трехцентрового ку­лачка 10, закрепленного на большой косозубой шестерне 18, входящей в зацепление с шестеренкой 9, и через вилку шатуна 28, соединенного с рамкой эксцентричным шарнирным пальцем 27. Трехцентровый кулачок сообщает рамке движение с выстоем, т.е. во время нахождения иглы в материале рамка не получает отклонения.

Изменение ширины зигзага осуществляется поворачиванием кулисы-регулятора 30 вокруг оси 29 при помощи рукоятки 17.

Челнок 24 получает вращение от главного вала 8 через три пары конических шестерен 13, 19 и 23 (с общим передаточным от­ношением 1:2), вертикальный 16 и челночный 20 валы (последний помещен внутри пустотелого вала 22 подъема).

Зубчатая рейка 25 получает перемещения в направлении по­дачи (вперед-назад) от эксцентрика на главном валу через шатун 12, коромысло 31 и вал подачи 32, с которым шарнирно соединен рычаг рейки. Изменение шага подачи материала осуществляется с помощью головки 14 регулятора, при повороте которой камень пальца 15 шатуна скользит по наклонному пазу, изменяя угол качания вала подачи 32.

Вертикальные перемещения зубчатая рейка 25 получает от второго эксцентрика главного вала через шатун 11, коромысло 21, вал 22 подъема и коромысло, камень которого скользит в вилке рычага рейки. Давление прижимной лапки 26 регулируется по­воротом головочного винта, поджимающего пружину 3. Нитка подается игле через пружинный регулятор.

Швейная головка установлена на индивидуальном промышленном столе, состоящем из станка и крышки. Высота стола регу­лируется траверсами, к которым крепится крышка стола. На крышке стола имеется вырез для установки машины, а также при­крепляются стойка бобинодержателя и автоматическая моталка для наматывания ниток на шпульки. Коленный рычаг служит для подъема прижимной лапки, а педаль - для пуска и регулирования скорости машины.

Снизу крышки стола крепится электродвигатель с фрикцион­ным приводом, от которого движение передается на главный вал швейной головки при помощи круглого ремня. Включение машины в сеть осуществляется при помощи кнопоч­ного переключателя. Смазка машины ручная с использованием масленки.

Машина 26-А кл. предназначена для соединения встык деталей заготовок верха обуви одинаковой или различной толщины. Отличается от машины 26 кл. наличием двухшарнирной лапки.

Машина 26-1 кл. служит для настрачивания боковых сторон листочек кармана.

Машина 75-А кл. предназначена для изготовления изделий специального назначения из технической ткани двухниточной зигзагообразной строчкой четырехукольного челночного стежка.

Машина 1026 кл. ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для выполнения различных операций при обработке изделий из тонких исредней толщины материалов. Частота вращения главного вала 4500 м -1 ; ширина зигзага до 6 мм; длина стежка от 0,5 до 3 мм; максималь­ная суммарная толщина стачиваемых материалов не более 4 мм. В машине имеются: игла, совершающая возвратно – поступательное движение по вертикали и перемещение поперек линии строчки, вращающийся челнок с горизонтальной осью вращения, шарнирно – стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа. Диаметр челнока в машине увеличен по сравнению с диметром челнока в универсальных машинах для того, чтобы челнок обеспечивал захват петли носиком при отклонении иглы как вправо, так и влево до 6 мм. Машина не имеет устройства для закрепления строчки.

Машина имеет централизованную систему смазки.

Рисунок 4.2 – Конструктивно-кинематическая схема машины 1026 кл.

Машина снабжена ротационным челночным устройством 25 (рис. 4.2), которое получает вращение от главного вала 11 через зубчатый ремень 18, челночный вал 35 и пару зубчатых колес 1 с передаточным отношением 1:2 (челнок в процессе работы делает вдвое больше оборотов, чем главный вал 11).

Подача материала осуществляется механизмом перемещения 2, который закрепляется на рычаге 24 и получает возвратно-посту­пательные движения от эксцентрика 34, закрепленного на чел­ночном валу 35, через механизм регулирования перемещения 22, промежуточные соединительные звенья и вал 23.

Подъем рейки механизма перемещения материала осуществля­ется от эксцентрика 36, закрепленного на челночном валу 35, и соединительных звеньев, связанных шарнирно с рычагом 24 через вал 27.

Регулирование длины стежка осуществляется с помощью риф­леной гайки 20, расположенной на рукоятке 21, которая шарнир­но закреплена в рукаве машины и звеном 19 связана с механиз­мом регулирования перемещения 22.

Давление прижимной лапки 26 на материал осуществляется с помощью пружины 6 и регулируется винтом 8.

Рамка игловодителя 4 шарнирно закреплена в рукаве шпиль­кой 7 и служит направителем для вертикального перемещения игловодителя 3.

Игловодитель 3 фиксируется поводком 5, который предназна­чен для его установки по высоте. На правом конце поводка ка­мень 29, входящий в паз направляющей 30, удерживает игловоди­тель от осевого поворота.

В средней части поводка 5 запрессован шаровой подшипник с надетым на него соединительным звеном 28, верхняя часть кото­рого шарнирно связана с кривошипом 9. Кривошип 9 закреплен на главном валу 11, расположен во втулках 10, 13 и шарикопод­шипнике 14. На конце главного вала 11 крепится маховик 15.

Рамка 4 (а вместе с ней и игловодитель 3) получает колеба­тельные движения через тягу 31 от механизма отклонения иглы поперек линии строчки, состоя­щeгo из двух задающих устройств, соединенных звеном 12, от сред­ней части которого движение пе­редается регулирующему механиз­му. Поворотом вала ручки 16 че­рез рамку 32 регулятора и систе­му звеньев производится измене­ние ширины зигзага от нуля до максимума. Смещением коромыс­ла 33 от вала-ручки 17 через сис­тему звеньев производится сдвиг средней линии зигзага вправо или влево.

При установке иглы необхо­димо следить за тем, чтобы ее длинный желобок был обращен к работающему, а короткий ­к челноку.

Высоту носика челнока ус­танавливают относительно игольной пластины, обеспечи­вая свободный проход нитки между шпуледержателем и вы­ступами игольной пластины. В горизонтальной плоскости носик челнока должен быть расположен так, чтобы при среднем положении иглы (ширина зигзага равна нулю) ось челнока была смещена влево от иглы на 2 ... 3 мм (рис. 4.3). После этого устанавливают иглу отно­сительно носика челнока.

Рисунок 4.3 – Схема установки иглы и челнока в машине 1026 кл.

Если игла установлена по высоте правильно, то при подъеме ее из крайнего нижнего положения вверх на 2 мм носик челнока дол­жен находиться на оси иглы. Чтобы опустить или поднять иглу, нужно ослабить винт поводка, осторожно переставить иглодержа­тель в поводке и снова закрепить.

Многооперационная швейная машина 426 кл. предназначена для обработки изделий двухниточной прямой и зигзагообразной строчкой, а также для вышивания и выполнения различных декоративных строчек (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Виды рисунков, выполняемых на машине 426 кл.

3. Машины импортного производства. Машины фирмы «Джуки».

Фирма «Джуки» (Япония) выпускает швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки серии LZ-2200.

Машина 335 кл. Чехия «Минерва» предназначена для выполнения зигзагообразной строчки и изготавливается в двух модификациях:

335 – 121 применяется при обработке швейных изделий из костюмной и пальтовой ткани.

335 – 221 применяется при обработке трикотажных изделий и изделий из легких материалов.

Машина 337 кл. , Чехия «Минерва» предназначена для пришивания кружев к бельевым и платьевым изделиям зигзагообразной строчкой челночного переплетения с одновременным подрезанием кромки материала под кружевом. Обрезание материала происходит с изнаночной стороны. Базируется на машине 335 класса, но добавлен механизм ножей.

Обметывание срезов зигзагообразной строчкой - самый распространенный способ предохранения срезов от осыпания (рис. 22). Выбор длины и ширины стежка зигзагообразной строчки зависит от свойств ткани: если ткань сильно осыпается, для обработки используют широкие и короткие стежки, для слабоосыпаемой ткани, наоборот, - более узкие и длинные стежки. При работе с очень тонкими тканями устанавливают большую длину стежка, уменьшают ширину стежка и используют очень тонкие (высоких номеров - 80 или 100) нитки для машинного вышивания и штопки, чтобы обметанный край не был жестким.

Рис. 22. Обметывание среза зигзагообразной строчкой

При обработке тонких тканей срезы, обметанные зигзагообразной строчкой, стягивают ткань и получаются неаккуратными. Чтобы избежать этого, зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски на швы близко к стежкам (рис. 23).

Рис. 23. Обработка срезов тонких тканей

Выполнение аппликации

Аппликацией называется художественное изображение, полученное наклеиванием или нашиванием на основу (ткань, бумагу и т. д.) разноцветных кусочков из различных материалов.

Для изготовления аппликации подходит любая ткань - выбор зависит от назначения изделия. Для аппликации на наволочках, предметах одежды, шторах, которые приходится часто стирать, следует выбирать лоскуты тканей, срезы которых не сильно осыпаются. Осыпаемость ткани не учитывают, если аппликацию выполняют на панно - здесь подойдет любая ткань. Пришивают аппликацию ручным и машинным способами различными нитками. Цвет ниток подбирают в тон ткани или по контрасту. Для выполнения аппликации необходимы также калька, простой карандаш и флизофикс.

Технология выполнения аппликации

  1. На изнаночную сторону аппликационной (цветной) ткани приклеивают утюгом прокладку, например флизелин.
  2. При помощи копировальной бумаги и остро заточенного карандаша рисунок для аппликации переводят на изнаночную сторону аппликационной ткани (со стороны прокладки) в зеркальном отображении (рис. 24).

Рис. 24. Перевод рисунка на ткань в зеркальном отображении

  1. Вырезают из ткани мотив для аппликации точно по контуру рисунка (рис. 25, а).
  2. Накладывают этот мотив прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани точно на размеченное место и приметывают его по контуру.
  3. Прокладывают по краю мотива зигзагообразную машинную строчку (рис. 25, б). Ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток подбирают предварительно, выполняя пробные строчки на лоскутах ткани.

Рис. 25. Выполнение аппликации: а - вырезание из аппликационной ткани мотива; б - прокладывание с лицевой стороны зигзагообразной строчки

Обратите внимание!

  • Если аппликация состоит из нескольких элементов и они перекрывают друг друга, то начинать работу нужно с настрачивания нижнего элемента.
  • Если в качестве аппликации будет использован готовый печатный рисунок из ткани, его следует вырезать с большими припусками, затем укрепить флизелином, вырезать по контуру рисунка, наметать на выбранное место и проложить по контуру зигзагообразную строчку.
  • Если требуется сделать ажурную аппликацию из тюля, рисунок нужно перевести на лицевую сторону основной ткани, а тюль приметать с изнаночной стороны. Плотную зигзагообразную строчку проложить по контуру мотива с лицевой стороны ткани, внутри контура рисунка срезать основную ткань близко к стежкам строчки, не прорезая тюль (рис. 26).
  • Если нужно выполнить аппликацию из кружева, его следует притачать с лицевой стороны плотной зигзагообразной строчкой и срезать основную ткань под кружевом близко к строчке.

Рис. 26. Вырезание основной ткани в аппликации из тюля

  • Легче и быстрее выполнить аппликацию, если использовать прокладку из флизофикса с двусторонним клеевым покрытием.

Практическая работа №11

Применение зигзагообразной строчки

Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскуты тканей, нитки, швейная машина, копировальная бумага, простые карандаши ТиМ.

Задание 1

  1. Обметайте один продольный срез образца (лоскута), прокладывая зигзагообразную строчку по краю.
  2. Обметайте второй продольный срез образца, прокладывая зигзагообразную строчку на расстоянии 5 мм от края. Срежьте припуски на шов близко к строчке.
  3. Приутюжьте образец.
  4. Сравните две строчки.

Задание 2

  1. Переведите рисунок для аппликации (рис. 27) на прозрачную бумагу острозаточенным простым карандашом М.

Рис. 27. Рисунок для аппликации

  1. Выберите ткань для аппликации.
  2. Вырежьте лоскуты клеевой прокладки подходящего размера.
  3. Приклейте утюгом лоскуты клеевой прокладки на изнаночную сторону аппликационной ткани, например для 1-й детали (груши) - на желтую ткань, а для 2-й (листика) - на зеленую.
  4. Переведите рисунок для аппликации (отдельно грушу и листик) на изнаночную сторону укрепленной фли-зелином цветной ткани в зеркальном отображении при помощи копировальной бумаги и простого карандаша.
  5. Вырежьте детали из ткани маленькими острыми ножницами.
  6. Наложите эти детали прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани на предварительно размеченное место и приметайте.
  7. Выберите цвет и толщину ниток для аппликации. Подберите на лоскутах ткани подходящие ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток. Проложите зигзагообразную строчку по краям деталей.
  8. Вытащите концы ниток на изнаночную сторону и завяжите их. Проутюжьте работу.

Новые понятия

Зигзагообразная строчка, аппликация.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо обметывать срезы деталей кроя? 2. В чем особенность обметывания толстых и тонких тканей? 3. Что такое аппликация и где ее применяют? 4. Как выполнить аппликацию?

«Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях»

Модуль «Приспособления малой механизации».

Раздел «Работа на универсальной швейной машине».

Цель урока – научить обучающихся применять зигзагообразную строчку при обработке швейных изделий, изготовить аппликацию.

Задачи:

образовательная: способствовать формированию умению и навыков работы на швейной машине и применение зигзагообразной строчки при обработке швейных изделий; изготовить аппликацию. Используя зигзагообразную строчку; повторить ПТБ при работе на швейной машине; обеспечить усвоение материала по теме;

развивающая: прививать умения и навыки; развивать умение ставить себе цель запоминать материал; развивать культуру устной и письменной речи; развивать умение рационально работать с инструкционными картами; научить учащихся анализировать и определять особенности приспособлений к швейным машинам;

воспитательная: формировать аккуратность и дисциплинированность в работе; формировать у учащихся любви к труду и готовности добросовестно трудиться; учить сохранять материально-техническую базу школы; воспитывать умения соблюдать правила гигиены труда и быта; формировать элементарные умения домоводства; воспитывать, чувства взаимопомощи;

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия:

- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),

Репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная
работа);

Средства обучения:

предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;

практически - трудовая деятельность;

эмоционально - творческий интерес, удовлетворение в работе;

Оборудование и наглядности: учебник "Технология" 7 класс; презентация «Применение зигзагообразной строчки в швейных изделиях»; наглядные пособия (приспособлений малой механизации к швейным машинам); образцы применения зигзагообразной строчки машина, нитки, ножницы, хлопчатобумажный лоскут, линейка, мел.

Объект труда: швейные машины, приспособления малой механизации

Материально - техническое оснащение:

Оборудование ученических мастерских: ученические парты, стулья, инструменты и приспособления.

Технологическая карта: «Выполнение аппликации».

ТСО : компьютер, экран, проектор, флешкарта (урок составлен в программе Power Point)

Техника безопасности: « Правила техники безопасности при работе на швейной машине».

Литература для учителей: методическое пособие 7 класс, дидактический материал

Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия, учебник технология 7 клаcс .

Ход урока

1.Организационная часть.

  • Подготовка учащихся к началу работы на уроке.
  • Приветствие.
  • Проверка рабочей формы одежды.
  • Отметить отсутствующих.
  • Постановка целей и задач урока.

2.Повторение пройденного материала и ПТБ. Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе со швейными машинами. Учитель задает вопросы:

  • Для чего нужны приспособления к швейной машине?
  • Перечислите и покажите,какие приспособления малой механизации вы знаете?
  • Какие правила безопасной работы нужно соблюдать при установки различных лапок – приспособлений?
  • Какие ПТБ надо соблюдать при работе на швейной машине с электрическим приводом?
  • Какие строчки можно устанавливать на электрической швейной машине Janome?

3. Актуализация знаний . На современных швейных машинах можно установить различные строчки. Они имеют комплект приспособлений, которые позволяют быстро и качественно выполнить многие операции. Приспособления к швейным машинам позволяют повысить производительность труда, улучшить качество обработки изделий. Но основной строчкой является строчка прямая.

Вопрос. Какую строчку можно установить, помощью которой можно выполнить множество операций при обработке швейных изделий?

4.Изложение учителем нового материала.

На бытовых швейных машинах, образующий зигзагообразную строчку, можно выполнить обметывание срезов, выметывание петель, пришивание пуговиц и другие работы. Выполнение, которых вручную требует много времени. Умелая швея с помощью зигзагообразной строчки может выполнить незатейливый рисунок или аппликацию.

Установка строчки зиг-заг на универсальной швейной машине.

Применяем инструкцию по эксплуатации швейной машины.

длины стежка от2-5; , ширины строчки 0.5-4.

Применение зигзагообразной строчки.

Обметывание срезов. Обметывание срезов зигзагообразной

строчкой – самый распространённый способ

предохранения от осыпания. Выбор стежка зависит

от вида ткани. Для сыпучей ткани выбирают широкий

стежок и не больное расстояние между ними. Для несыпучих

стежки более узкие, а расстояние между ними больше.

Строчка прокладывается по краю среза.

Обметочный стежок – С-2-5 на швейной машине Janome

Обработка краев Применяется для

обработки краев изделия, рюш.

Установить ручку выбора строчек на С. Регулятор

длины стежка на -1, ширины стежка-3. (С-1-3).

Игла проходит по краю подогнутого среза.

Обметывание петель. Намечаем петлю ,

ткань складываем вдвое. Устанавливаем

регуляторы в положение (С-1-3)

Сшивание тканей встык . Сшиваются между собой

полоски из плотных тканей, драпа, кожи. Прокладываем

строчку так, чтобы она была симметрична относительно

стыка тканей.

Пристраивание кружев к изделию.

Кружева пришиваются по верхнему краю

зигзагообразной строчкой. Перед тем

как пришить кружева их необходимо продекатировать.

Пристраивание тесьмы к изделию.

Тесьму можно пришить двумя параллельными

строчками или одной зигзагообразной строчкой.

Пришивание пуговиц.

Устанавливают ширину зигзагообразной строчки,равную

расстоянию между отверстиями и пришивают.

Отделка изделий.

Зигзагообразная строчка является элементом декорирования и отделки изделий. (Учитель показывает изделия с отделкой зигзагообразной строчкой).

Пристраивание резинки к изделию. Резинку или эластичный шнур

пристрачивают к изделию зигзагообразной строчкой, натягивая его.

Выполнение аппликации.

Для изготовления аппликации подходит любая ткань.

Выбор зависит от назначения изделия. Выполняется

аппликации на наволочках, шторах, предметах одежды.

Аппликация означает прикладывание. На основную ткань прикладывается рисунок и прикрепляется зигзагообразной строчкой.

5.Закрепление знаний обучающихся.

  • Какой строчкой можно выполнить обметывание срезов?
  • На какой машине можно выполнить зигзагообразную строчку?
  • Каким образом мы устанавливаем на швейной машине зигзагообразную строчку?
  • Назовите применение зигзагообразной строчки при изготовлении швейных изделий.

6. Физкультминутка. 1-2 минуты.

Гимнастика для глаз. Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по5-7 раз.

1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз.

2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3.Круговые движения глазами по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.

7. Практическая работа. Выполнение аппликации.

Вводный инструктаж.

1.Для выполнения практической работы нам необходимо приготовить ткань, рисунок для аппликации, иголку, нитки, ножницы.

2.Установить строчку зигзаг на швейной машине.

3.Ознакомиться с технологической картой выполнения аппликации.

Технологическая карта.

1.Выполнить рисунок на бумаге, наколоть бумагу на ткань, вырезать ткань по рисунку.

2.Приметать полученную деталь к изделию.

3.Закрепить открытые срезы частой зигзагообразной строчкой.

Внимание! Работая с нагретым утюгом необходимо соблюдать правила ТБ;

Перед работой проверить исправность шнура.

Утюг включать и выключать сухими руками, берясь только за корпус вилки.

Ставить утюг на подставку.

Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

По окончанию работы утюг выключить.

Внимание! Работая с иголкой, булавками и ножницами соблюдайте ТБ:

Иглы и булавки храните в подушечке – игольнице.

Шить с наперстком.

Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая держать их за сомкнутые лезвия.

Внимание! Работая на швейной машине, соблюдайте правила ТБ:

Аккуратно заколоть волосы.

На машине не должны лежать посторонние предметы.

Перед работой проверить, не осталось ли в изделие булавок или игл.

Не наклоняться близко к движущимся частям машины.

Следить за правильным положением рук.

Выполнение самостоятельной работы обучающимися.

Текущий инструктаж:

  • Проверить организацию рабочих мест;
  • Проверить правильность выполнения трудовых приемов;
  • Проверить соблюдение ПТБ.

Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам

Заключительный инструктаж

Анализ выполненной работы

Подведение итогов урока.

Для самооценки своей деятельности предлагаю каждому из вас ответить на вопросы:

Рефлексия:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Вопросы для самопроверки

1. Каковы достоинства и недостатки двухниточного цепного стежка?

2. Как нитеподача ниток влияет на выполнение основных моментов процесса образования стежка?

3. Какие виды швейных машин двуниточного цепного стежка вы знаете?

4. Каково назначение краеобметочых машин в изготовлении швейных

и трикотажных изделий?

16. Швейные машины зигзагообразного стежка

Особенности образования зигзагообразных строчек.

Зигзагообразная строчка, изображенная на рисунке 51, широко используется в швейной промышленности. Такая строчка может быть выполнена на машине челночного и цепного переплетения. Зигзагообразные строчки применяются для выполнения стегальных и подшивочных работ, для пришивания кружев, аппликаций, для соединения деталей встык, для выполнения простейших вышивальных строчек с периодически повторяющимся узором, для изготовления петель и т. д.

При выполнении зигзагообразной строчки челночного переплетения игла, кроме вертикальных движений, совершает движения поперек строчки (вдоль платформы), в связи с чем челнок развернут так, что плоскость его вращения параллельна плоскости отклонения иглы.

Принцип образования зигзагообразной строчки челночного переплетения состоит в следующем: игла делает левый проколе и при подъеме из крайнего нижнего положения образует петлю из верхней нитки, которую захватывает носик челнока и обводит вокруг шпульки; затем игла выходит из материалов, отклоняется поперек строчки (рейка при этом перемещает материал на расстояние, равное шагу строчки) и делает правый прокол 2. Далее процесс повторяется.

Рис. 51. Разновидности зигзагообразных строчек

На отделочных операциях для особо прочного скрепления деталей выполняют многоукольные зигзагообразные строчки челночного переплетения. Эти строчки могут быть выполнены на одноигольных и двухигольных машинах. Такие строчки изображены на рисунке 51, б. Как видно из этих рисунков (если смотреть на них слева направо), многоукольные строчки состоят из трех, шести, двенадцати и двух последовательно повторяющихся стежков.

Для выполнения двухлинейных строчек в специальном иглодержателе устанавливают две иглы, которые взаимодействуют с одним челноком. Программирующим элементом, сообщающим горизонтальные отклонения иглам, является копир.

Машина 26 класса выпускается Подольским механическим заводом им. М. И. Калинина и предназначена для обработки деталей одежды из хлопчатобумажных и шерстяных материалов зигзагообразной строчкой челночного переплетения (тип 304). Частота вращения главного вала до 2500 мин"1, длина стежка регулируется до 5 мм, ширина строчки до 9 мм. Иглы 0203 № 100-130 (ГОСТ 22249-82 Е).

В машине применяется кривошипно-шатунный механизм иглы с ее горизонтальными отклонениями поперек строчки, центрально-шпульный, равномерно вращающийся челнок, шарнирно-стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа. Машина не имеет устройства для закрепления строчки.

Рис. 52. Внешний вид машины 26 кл.

Заправка ниток . Верхнюю нитку с бобины или катушки проводят через два отверстия нитенаправительного стержня 16 (см. рисунок 52), вводят сверху вниз в петлю проволочного нитенаправителя 15, обводят между шайбами 14 дополнительного регулятора натяжения, между шайбами 19 основного регулятора натяжения и справа налево вводят в петлю нитепритягивательной пружины 11. Затем справа налево нитку заправляют в ушко нитепритягивателя 13, закрытого предохранительной скобой, сверху вниз проводят через петли двух

проволочных нитенаправителей - 12 и 10, закрепленных на фронтальной доске, проводят через нитенаправительную прорезь в игловодителе 9 и от работающего вводят в ушко иглы 8.

Нижнюю нитку со шпульки / проводят в прорезь 4 шпульного колпачка и заводят под пластинчатую пружину 3, из-под которой выводят наружу, заводят в прорезь 5 и через нее - в нитенаправительное отверстие 6. Затем нитку проводят внутрь шпульного колпачка и через прорезь 7 выводят наружу. Берут шпульный колпачок в левую руку и вытягивают нитку, при этом шпулька внутри шпульного колпачка должна вращаться по часовой стрелке. Влево перемещают задвижную пластину, открывают рычаг замочка шпульного колпачка и надевают его на центровую шпильку шпуледержателя. Затем проверяют, правильно ли произошло запирание замочка и как сматывается со шпульки нижняя нитка (она должна сматываться без рывков и заеданий).

Иглу 8 вставляют снизу в отверстие игловодителя 9 длинным желобком к работающему и закрепляют в нем винтом 20.

Механизм иглы. В связи с тем, что игла имеет отклонения поперек строчки (вдоль платформы), механизм иглы можно рассматривать как состоящий из двух узлов: вертикальных и горизонтальных перемещений иглы.

Рис.53. Механизм иглы машины 26 кл.

Узел вертикальных перемещений. На левом конце главного вала 2 (см. рисунок 53) закреплен кривошип 1, на внутреннее плечо пальца 23 надета верхняя головка шатуна 21, его нижняя головка вставлена в паз 13, прикрепленный двумя винтами к корпусу машины. В отверстие нижней головки шатуна 21 вставлен палец поводка 20. Поводок изготовлен в виде куба; в его боковое отверстие вставлен цилиндр 19, в котором винтом 18 закреплен игловодитель 17. Верхнее и нижнее отверстия в поводке имеют диаметр больший, чем диаметр игловодителя, поэтому при отклонениях иглы игловодитель вместе с цилиндром будут поворачиваться относительно поступательно перемещающегося поводка. Игловодитель перемещается в двух направляющих рамки 22, надетой

на шарнирный палец 24. Снизу в прорезь рамки вставлен второй шарнирный палец 16, который является направителем рамки при ее горизонтальных смещениях и устраняет движение рамки к работающему. Пальцы 24, 16 в корпусе машины закреплены винтами.

Узел горизонтальных перемещений. На главном валу 2 винтами 4 крепится шестерня 3, которая входит в зацепление с шестерней 5 (t = 2: 1), изготовленной заодно с кулачком 6. Кулачок спрофилирован так, что сообщает игле отклонения только в верхнем положении. Кулачок охватывает вилка шатуна 12, ее левая головка с помощью шарнирного эксцентрикового пальца 15 соединяется с рамкой 22 и закрепляется в ней винтом 14. На палец шатуна 12 надет ползун 11, вставленный в паз рычага 9 - регулятора ширины строчки. Ось 10 рычага вставлена в отверстие крышки (на рисунке 53 не показана), прикрепленной четырьмя винтами к рукаву машины. В прорезь этой крышки выведена резьбовая часть рычага 9, на нее надеты шайба-указатель 7, пружина и навинчена гайка 8 для фиксации рычага 9 в определенном положении.

Под действием кулачка 6 вилка шатуна 12 будет перемещаться вниз и вверх. Например, если она опускается, ползун 11 переместится вниз и одновременно вправо вдоль наклоненного паза рычага 9. Следовательно, шатун 12 получит движение вправо, рамка 22 повернется на пальце 24 против часовой стрелки и игла сделает правый прокол.

Ширина строчки регулируется поворотом рычага 9 после ослабления гайки 8. Если рычаг поворачивать по часовой стрелке, ширина строчки будет уменьшаться; если паз рычага 9 расположить вертикально, шатун 12 не будет сообщать рамке 22 горизонтальных отклонений - получается прямая строчка.

Своевременность отклонений иглы регулируют поворотом главного вала 2 после ослабления винтов 4. Игла должна отклоняться над материалами.

Положение иглы в прорези игольной пластины регулируют поворотом шарнирного эксцентрикового пальца 15 после ослабления винта 14.

Длина стежка (шаг строчки) регулируется перемещением рычага относительно прорези шкалы 18 после ослабления гайки 17. Если рычаг перемещать вверх, то длина стежка будет уменьшаться.

Другие основные регулировки, связанные с высотой иглы, натяжением ниток, высотой подъема рейки, лапки и т. д., выполняются так же, как и в других прямострочных машинах.

Смазка машины. Все сопряжения деталей механизмов машины смазывают индивидуально с помощью масленки. Для смазки применяют масло И-20А (ГОСТ 20799-75). Приемы чистки и смазки такие же, как и на других прямострочных машинах.

Машина 335 класса предназначена для выполнения зигзагообразной строчки челночного переплетения и выпускается в двух вариантах: 335-121 кл.- для обработки швейных изделий из костюмных и пальтовых материалов и 335-221 кл. - для обработки трикотажных изделий и изделий из легких материалов. Частота вращения главного вала машины в первом варианте до 4000 мин"1, во втором - до 4200 мин"1, длина стежка от 0 до 5 мм, ширина строчки

в машине первого варианта от 0 до 10 мм, во втором - от 0 до б мм. Иглы

135x5 (ЧССР) или 0203 № 75-120 (ГОСТ 22249-82 Е).

Машина имеет кривошипно-шатунный механизм иглы с горизонтальными отклонениями поперек строчки, центрально-шпульный вращающийся челнок, снабженный отводчиком, шарнирно-стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа, устройство для закрепления строчки. Кроме того, у машин первого варианта есть устройство для смещения зигзагообразной строчки вправо или влево относительно центра игольной пластины. Челнок имеет автоматическую смазку, и челночный вал вращается внутри масляного картера.

Рис. 54. Внешний вид машины 335 кл.

Заправка ниток . Верхнюю нитку с бобины или катушки проводят через отверстие в стержне 7 (см. рисунок 54), последовательно вводят в три отверстия нитенаправительного угольника 6, обводят между шайбами 14 регулятора натяжения верхней нитки, вводят в петлю нитепритягивательной пружины 4, справа вверх заводят за нитенаправитель 3 и справа налево заправляют в ушко нитепритягивателя 5. Затем нитку сверху вниз проводят в петлю проволочного нитенаправителя 13, вводят в отверстие иглодержателя 2 и в направлении от работающего заправляют в ушко иглы 7.

Нижнюю нитку со шпульки 7 (см. рисунок 55) проводят в прорезь 4 шпульного колпачка и заводят под пластинчатую пружину 3, из-под которой

выводят наружу, заводят в прорезь 5 и через нее в нитенаправительное отверстие 6. Затем нитку проводят внутрь шпульного колпачка и через прорезь 7 выводят наружу. Натяжение нижней нитки регулируют винтом 2.

Основные регулировки . Ширину строчки регулируют нажатием на рукоятку 8 и поворотом ее относительно градуированной шкалы 9. Если рукоятку 8 поворачивать по часовой стрелке, ширина строчки увеличится.

Изменение положения зигзагообразной строчки относительно центра игольной пластины выполняют нажатием на рукоятку 10 и ее поворотом до определенных меток («Р», »S», »L») на градуированной шкале 9. Первая метка соответствует правому положению зигзагообразной строчки, вторая - центральному и третья - левому. Длину стежка регулируют поворотом рукоятки 11 относительно метки, нанесенной на стойке рукава машины. Если рукоятку 11 поворачивать по часовой стрелке, длина стежка будет увеличиваться.

Строчку закрепляют начатием на рукоятку 12.

Остальные основные регулировки выполняют так же, как и в других стачивающих машинах.

Уход за машиной . Для смазки сопряжений механизмов машины рекомендуется применять масло И-8А, И-12А (ГОСТ 20799-75). На рисунке 54 стрелками показаны места смазки сопряжений (на швейной машине они отмечены красной краской). Кроме того, следует проверить наличие масла в картере под платформой машины по меткам на смотровом стекле и по мере расхода масла добавляют его, ориентируясь по верхней метке.

Чистку машины нужно выполнять ежедневно, обращая особое внимание на челночный комплект и детали, расположенные под игольной пластиной.

Вопросы для самопроверки

1. Для каких операций применяются машины зигзагообразного челночного переплетения?

2. Какие движения для получения зигзагообразной строки получает игла?

3. Чем отличаются машины 26 и 335 класса друг от друга?

4. Какова область применения модифицированной машины 335 класса?