Педагогическое просвещение родителей. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость
Формы психолого-педагогического просвещения родителей.
Они помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов с родителями и общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекции
Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуа ций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция
Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение роли о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание
Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, .nsa paла в год. Здесь родителей знакомя! с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование организационно – воспитательной работы в классе, намечаются формы сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родите1гьского_собрания следует учитывать ряд важных положений;
Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в
школе, но и за ее пределами, представление об уровне их
потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).
Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
Главные показатели эффективности родительского
собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры, кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собрать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога, входят в родительский совет. Это. прежде всею, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
МБОУ «Усун-Кюельская основная общеобразовательная школа»
Руководитель: Мартынова М.Е.
с. Усун-Кюель 2014 г.
План работы университета педагогических знаний.
Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро.
В.А.Сухомлинский
Закон РФ об образовании (ст. 18 п. 1) гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Для реализации этой статьи Закона РФ «Об образовании» родители нуждаются в государственной помощи. Необходимо создать систему подготовки родителей на всех этапах становления родительства. Подобная подготовка родителей способствует «повышению обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка».
Семейным кодексом РФ (ст. 63): «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».
Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года;
Укрепление семейного воспитания возможно в выработке механизмов эффективного взаимодействия школы, семьи и общества, так как образовательное учреждение и активное гражданское общество являются единственной после семьи средой, способной существенно влиять развитие личности ребенка.
Основная идея университета педагогических знаний - оказать помощь родителям в воспитании детей, проводить лекции, беседы, индивидуальные консультации, беседы с родителями, ознакомить родителей с нормативными документами школы, распространить положительный опыт воспитания.
Важным аспектом в организации работы школы с родителями является организация педагогического всеобуча с целью формирования их педагогической культуры.
Одной из основных задач школы, учителя является помощь родителям в выполнении ними функций воспитателей. Под этими функциями понимается не только образование гармонических взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного способа жизни доброжелательного отношения всех членов семьи.
Формирование педагогической культуры современной семьи – это процесс воспитания и перевоспитания взрослых: родителей, других членов семьи, детей, который может быть полезным и необходимым даже тем родителям, которые в воспитании детей не имеют проблем.
Формирование педагогической культуры родителей осуществляется через лектории для родителей, внеклассный педагогический всеобуч.
Цели и задачи родительского всеобуча:
1.Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.
2.Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
3.Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
4.Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
5.Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
6.Формирование родительского общественного мнения.
7.Воспитание родителей, родительского коллектива.
Формы работы родительского всеобуча.
Беседы;
Лекции;
Консультации;
Собеседования;
Диспуты;
Почтовый ящик «Задавайте вопросы»;
Конкурсы, игры.
Функции педагогического всеобуча:
1. Образовательная – вооружение родителей педагогическими знаниями
2. Оценочная – осуществление объективной оценки реального опыта семейного воспитания
3. Побудительную – побуждение родителей к совершенствованию собственного педагогического опыта
4. Воспитательную –воспитание у родителей качеств, необходимых для совершенствования своей воспитательной практики
5. Аналитическую – развитие способностей родителей к анализу собственного педагогического опыта
6. Диагностическую –выявление изменений в их педагогической культуре и положительных сдвигов в практике семейного воспитания
Направления работы:
1.Нормативные документы;
2.Народная педагогика;
3.Воспитание здорового образа жизни;
4.Положительный опыт воспитания;
5.Психологическая среда детей;
6.Индивидуальная работа с родителями;
7.Круглые столы, ток-шоу, психологические тренинги.
Занятия университета проводить 1 раз в месяц.
Руководитель университета: Мартынова М.Е.
Лекторы университета:
Лыткина Ю.Р.- педагогика
Жиркова Л.Ф. – народная педагогика
Стрекаловская В.В.- психологическая образованность
Алексеева М.Н. – положительный опыт воспитания
Нормативные документы
Цель: повышение нормативно-правовой культуры родителей.
Дата
Устав, режим работы школы
Конвенция прав ребенка
сентябрь
Законы
Закон об Образовании
Концепция поддержки и развития чтения.
октябрь
Конвенция прав ребенка
ноябрь
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Правила поведения учащихся
декабрь
Уголовная ответственность
январь
Порядок приема детей в школу
февраль
Поведение учащихся
март
ТБ на дороге
апрель
Ответственность родителей в летнее время
май
Народная педагогика
Цель: ознакомление родителей со значением воспитания народной педагогики
Дата
Сахалар о5ону иитэр ньымалара
Сэмэй, кэрсуэ боларга иитии.
сентябрь
Бэйэни иитинии суолтата
Улэнэн иитии
октябрь
Саха аьын культурата, доруобуйа5а туьата
Уол о5ону иитии ньымалар
ноябрь
декабрь
Доброта имилосердие рождаются в семье.
декабрь
Все дети способные.
январь
Воспиатние у детей в семье любви и готовности к труду.
январь
Фольклор иитэр кууьэ
Тыл кууьэ
январь
Ийэ, а5а педагогиката
Итэ5элинэн иитии
февраль
Бэйэ холобурунан иитии
март
Айыл5а5а сыьыаран иитии
апрель
Саха буоларынан киэн туттууга иитии
май
Воспитание здорового образа жизни
Цель: повышение интереса к здоровому образу жизни
Дата
Традиционные методы лечения
сентябрь
Лекарственные травы
СПИД
октябрь
Вред курения, алкоголя
ноябрь
Гигиенические требования
Чэл олох суолтата
декабрь
Эй, сана ырааьа, чэбдьигэ киьи доруоьбуйатыгар суолтата
январь
Ийэ, а5а доруобуйата о5о доруобуйатыгар дьайыыта
февраль
Телевизор о5о доруобуйатыгар буортута
Эти-сиини эрчийии.
март
Айыл5а5а доруобуйа5а дьайыыта
апрель
Экологическое состояние дома
май
Положительный опыт воспитания
Цель: ознакомление с положительным опытом воспитания
Дата
сентябрь
А. Макаренко советует родителям.
Воспитание трудом семьи Васильевых
октябрь
Ведение здорового образа жизни семьи
ноябрь
Опыт воспитания детей многодетной семьи
декабрь
Традиции семьи
январь
Эбэм, эьэм олохторун холобура
февраль
Опыт воспитания семьи Татариновых
март
Опыт воспитания семьи Кирилловых
апрель
Дьиэ кэргэннэ о5ону иитии
май
Психологическая среда детей
Цель: о5о уйул5атын таба эйдуурэгэ тэрэппуттээри уьуйуу.
Дата
Психология маленьких детей
сентябрь
1 кылаас о5отун уйул5ата
октябрь
Подросковай саас уратылара
ноябрь
Кыыс о5о уйул5ата
Темперамент
декабрь
Буруйу онорор о5о уратыта
январь
Тулалыыр эйгэтэ о5о уйул5атыгар дьайыыта
Темперамент уратылара
февраль
Психологические особенности детей
март
Психология подростков
апрель
Дьиэ кэргэннэ о5о уйул5атын бэ5эргэтуу
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей
Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.
На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:
Атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
Профессиональный задел педагога - знания, компетентность
(знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
Главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).
Единые требования к педагогической деятельности родителей
. Родители воспитывают труженика, доброго человека .
. Хорошая , здоровая обстановка жизни ребенка в се-мье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей .
. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей пита-нием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физ-культурой, укрепляют здоровье детей в разнообраз-ном труде .
. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учеб-ном труде, в общественно полезной работе, в произво-дительном труде. Это позволяет приучить детей пре-одолевать трудности .
. Вместе с учителем, классным руководителем родите-ли определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей ус-танавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей кон-тролировать выполнение детьми режима дня .
. Важнейшей задачей родителей является умствен-ное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного круго-зора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости де-тей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков .
. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинокартины, умеют ли переска-зывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы .
. Родители интересуются общественной работой де-тей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей .
. Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товари-щей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем .
. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать лю-бить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в тру-де. Главное же — бороться за нравственную красоту самого человека .
. Родители создают и поддерживают в семье трудо-вые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продол-жать их. Хорошие традиции укрепляют семью .
. Нельзя допускать противоречий и споров родите-лей при детях о методах воспитания, средствах наказа-ния и т.п. В вопросах воспитания детей старшие долж-ны действовать согласованно .
.
Родители
видят в школе своего друга, помогают ад-министрации школы, учителям, родительскому коми-тету. Родители не должны при детях критиковать шко-лу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах де-тей авторитет школы и требовать от них точного выпол-нения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и
руководителям школы в тактичной форме на собрани-ях и в индивидуальных беседах, тогда дети будут луч-ше учиться и трудиться
.
. Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях .
. Воспитание детей - это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.
Тематика занятий университета педагогических знаний (2018-2019 уч.год)
№ | Тема | Для родителей | Дата |
1 | С кем дружит ваш ребёнок? | 1,3 классов | сентябрь |
2 | Пороки осанки у детей. | 1,3 классов | ноябрь |
3 | Ребёнок и гости | 1,3 классов | январь |
4 | Приобщение ребёнка к труду и наши ошибки. | 1,3 классов | март |
5 | О культуре поведения младших школьников. | 2,4 классов | октябрь |
6 | Режим дня младшего школьника | 2,4 классов | декабрь |
7 | Семейный климат | 2,4 классов | февраль |
8 | Почему не следует ограничивать детскую активность | 2,4 классов | апрель |
9 | Детские страхи. Причины их возникновения. | 2,4 классов | май |
1 | 5-9 классов | сентябрь | |
2 | Трудности адаптации пятиклассников к школе. | 5 класса | октябрь |
3 | О значении домашнего задания в учебной деятельности. | 6,5 классов | март |
4 | Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. | 6,5 классов | май |
5 | Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека. | 7 класса | январь |
6 | Результативность школьного урока. Отчего она зависит? | 7 класса | ноябрь |
7 | Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. | 7,8 классов | февраль |
8 | Дети видят, дети подражают | 6,7 классов | апрель |
9 | Роль домашнего задания в самообразовании, подготовка к ГИА. | 9 класса | октябрь |
10 | Профессия от души, а не по знаниям. | 8,9 классов | май |
11 | Как сохранить здоровье ребёнка? Профилактика стресса у детей. | 5-9 классов | декабрь |
1 | Об ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и одурманивающих веществ. | 10-11 классов | сентябрь |
2 | Друзья моего ребёнка. Что я о них знаю? | 10 класса | октябрь |
3 | Влияние семьи на становление личности ребёнка. | 10 класса | декабрь |
4 | Ребёнок и его товарищи. Выбирая друзей… | 10 класса | январь |
5 | Склонности и интересы подростков в выборе профессии | 10 класса | март |
6 | Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе. | 11 класса | ноябрь |
7 | Алкоголь и способности человека | 11 класса | февраль |
8 | Семейный бюджет и дети | 11 класса | апрель |
9 | Это вовсе не так просто - дружба с детьми | 11 класса | май |
Информация для родителей
В соответствии с Законом Оренбургской области № 3280/761-1У-03 от 24.12.2009г. "О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области"
ЗАПРЕЩАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах:
с 22.00 ч. до 06.00. ч (местного времени)
с 23.00. ч. до 06.00 ч. (местного времени)
Несоблюдение установленных требований влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от 500 до 1000 рублей.
За те же действия, совершенные повторно в течение года, штраф на родителей (лиц, их заменяющих) от 1000 до 2000 рублей .