Льгот можно ли. Что такое монетизация льгот? Как осуществляется монетизация льгот

Льготы – это дополнительные или преимущественные права, которые предоставляются государством либо региональными властями оговоренным категориям населения. Распространены такие преференции, как ежемесячные доплаты, повышенные пособия, пенсии, стипендии. Льготы могут существовать в качестве освобождения от оплаты либо скидок на оплату налогов, транспортных и ЖКХ услуг.

Льготы как социальное явление унаследованы РФ от распавшегося Союза. По своей природе они являются атрибутом административно-командной экономики. С позиций рынка невозможно объяснить, по какому праву государство гарантирует бесплатный проезд льготнику в ущерб коммерческому перевозчику или почему работодатель воина-интернационалиста обязан оплатить ему дополнительное образование.

До 1980 года льготники в СССР составляли мизерную часть населения, а государственные преференции предоставлялись за особые заслуги. В период 1980-1990 количество привилегий, приоритетных прав и скидок для разных категорий граждан увеличивалось в геометрической прогрессии. Причиной тому были популистские решения, принятые под влиянием левых сил.

По состоянию на 2005 год существовало около 120 видов преференций и 200 категорий льготников. Количество людей, для которых были предусмотрены те или иные привилегии, достигало 70% населения. Это около 103 миллионов человек, из которых:

  • 20 000 000 – ветераны труда;
  • 5 200 000 – труженики тыла.

О проблемах системы свидетельствует следующее:

  • гарантированные законодательством льготы требовали финансирования в объеме, впятеро превышающем выделяемые средства;
  • сравнение перечней федеральных и региональных льготников выявило разницу в 8 миллионов человек;
  • в СМИ регулярно появлялась информация о коррупционных схемах вокруг натуральных льгот, в том числе – о невозможности получить бесплатные лекарства, которые сбываются на черном рынке.

Каким актом произведена монетизация льгот?

Документом, который изменил ранее сформированный подход к льготам, стал ФЗ от 22.08.04 №122 или, как его окрестили государственные деятели и простые россияне, закон о монетизации. Интересно следующее:

  • слово «монетизация» в тексте закона отсутствует и является лингвистическим новообразованием;
  • официальное название нормативного акта почти не используется, поскольку состоит из 59 слов и занимает 8 строк;
  • его характер и содержание по сложности соответствует названию: ФЗ не является системным актом, а представляет собой перечень изменений в более чем 150 других законов; приблизительно столько же натуральных льгот им было отменено;
  • ФЗ №122 состоит из преамбулы и 156 статей, 25 из которых по состоянию на начало 2015 года исключены или утратили силу.

Закон №122, которым введена монетизация льгот:

  • ввел правило относительно льготников на будущее: тот, кто учреждает льготы, выплачивает их из собственного бюджета;
  • по-новому распределил ответственность за реализацию скидок и преференций между центром и регионами: если ранее за основу был взят вид льгот, то с 2005 – категория льготников;
  • не имеет обратного действия (что правильно с точки зрения законодательной техники): те, кто встал на квартирный учет до 01.01.05, обеспечиваются жилплощадью из федерального бюджета, а те, кто после – из регионального в порядке ЖК РФ.

Монетизация льгот регионального уровня

Относительно ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других правообладателей регионального уровня, субъектам РФ предоставлено право монетизировать преференции по общегосударственному образцу либо оставить их в натуральном виде.

Правительство понуждает местные власти переходить к замене натуральных льгот денежными. С одной стороны, с 2005 года им гарантирована субвенция из федерального бюджета в размере 40% от понесенных издержек на выплаты льготникам. С другой – государство упразднило практику «переваливания» на коммерческих поставщиков услуг бремени расходов, связанных с реализацией льгот. Например, сохранив право бесплатного проезда пенсионерам, региональные власти обязаны оплатить услуги транспортных организаций. Причем не просто договориться о бартерных вариантах, а именно рассчитаться живыми деньгами.

Пилотные проекты полной монетизации льгот были реализованы в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а также в Татарстане. Большая часть регионов остановилась на смешанной системе денежно-натуральных преференций. Есть и те, кто напрочь отказались от внесения изменений в систему льгот.

Монетизация льгот: 10-летние итоги

Реформа по замене натуральных привилегий деньгами в 2005 вызвала массовые протесты в крупных городах, в то время как льготники в сельской местности были довольны новой политикой. Причиной тому стала смена баланса выгод. Например, для жителей крупных городов переход от бесплатного проезда в транспорте к денежной компенсации часто убыточен. И наоборот, сельским жителям, которые льготой практически не пользовались, выгодно ее получение деньгами.

Отмена некоторых преференций и смена схемы их предоставления негативно отобразилась в основном на «афганцах», «чернобыльцах» и пенсионерах по возрасту. Последние в большинстве регионов оказались совсем без льгот. Многое зависело от региональных властей. Москва изыскала средства для реанимации большинства преференций в том виде, как они существовали на федеральном уровне до 2005. В культурной столице недовольство компенсационными выплатами вылилось в массовые протесты.

Далее система выплат за льготы совершенствовалась, и они увеличились. Повысилось и довольствие военных. В 2008 была проведена монетизация льгот по ЖКХ-услугам. Однако этот процесс в каждом регионе проходил по-разному.

Действующая система не идеальна, но однозначно прогрессивна. Ее «побочными» полезными явлениями стали:

  • способствование развитию муниципального транспорта, обновлению автопарков;
  • улучшение материальной базы учреждений, предоставляющих ЖКХ-услуги;
  • реформирование сферы естественных монополий;
  • ответственное отношение к введению льгот (установление новых преференций возможно только в случае финансового обоснования).

Ежемесячная денежная выплата общефедеральным льготникам в 2015 году

Этот вид финансовой помощи установлен вместо натуральных льгот (кроме проезда на пригородных электричках, бесплатного обеспечения медпрепаратами и санаторного лечения). Действовавшие до 2005 натуральные льготы сохранены малочисленной группе льготников – Героям СССР, чернобыльским ликвидаторам и некоторым другим.

ЕДВ выплачивается в качестве доплаты к пенсии из федерального бюджета таким категориям лиц:

  1. участникам/инвалидам ВОВ;
  2. обитателям блокадного Ленинграда (читайте также: льготы детям войны);
  3. служившим в ВС 1941-1945, которые не приняли участия в боевых операциях;
  4. малолетним узникам нацистов;
  5. супругам и наследникам погибших участников/инвалидов войны;
  6. ветеранам боевых действий (читайте подробнее: льготы ветеранов боевых действий);
  7. инвалидам независимо от групп (читайте подробнее: льготы инвалидов в 2015 году);
  8. пострадавшим на ЧАЭС.

ЕДВ насчитывается в заявительном порядке. Получить ее за прошедший период невозможно, даже при наличии законных оснований. Обязанность собирать документы и подтверждать свое право возложена на правообладателя. Выплата индексируется ежегодно до 01.04 на размер инфляции. В 2015 индексация запланирована в 5,5%.

Размер ЕДВ до 01.04.15 составил:

Кроме ЕДВ, из федерального бюджета производятся также компенсационные выплаты. Они положены гражданам, на законных основаниях ухаживающих за:

  • инвалидом I гр.;
  • ребенком-инвалидом;
  • престарелым от 80 лет либо нуждающимся в посторонней помощи по медзаключению.

Федеральным льготникам, кроме ЕДВ, положен также соцпакет, который по решению получателя льготы может быть предоставлен в натуральной либо денежной форме. Полный соцпакет в 2015 году включает (руб.):

  • бесплатный проезд – 92,89;
  • санаторное лечение – 100,05;
  • медпрепараты – 646,71.

До 01.10 льготник уполномочен проинформировать ПФ РФ о своем решении получать льготу в грядущем году в натуральном или монетизованном виде. Сделать это достаточно один раз – решение будет действовать на будущее. Передумать можно раз в году; для перехода к монетизации и назад достаточно заявления в ПФ РФ до 01.10.

На нашем сайте вы можете в течение 5 минут получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Для отдельных категорий льготников предусмотрены соцпакеты, включающие дополнительное материальное обеспечение. Оно гарантируется малолетним узникам концлагерей и инвалидам, получившим травму/увечье/контузию, участвуя в военных операциях – 1 000 руб.; участникам ВОВ, узникам концлагерей – 500 руб.

Термин «монетизация льгот» знаком всем, кто так или иначе связан с получением социальной помощи от государства. Рассмотрим, что принесла монетизация льгот ветеранам труда и как лучше воспользоваться своими льготами в каждом конкретном случае.

Что такое монетизация льгот

При создании системы льгот в российском законодательстве они были установлены в натуральном виде. Это означало то, что льготник пользовался услугой (например, проездом в общественном транспорте) бесплатно или со скидкой. Затем поставщик услуги (в нашем примере – транспортная компания) получал компенсацию из бюджета.

Такая система имела ряд недостатков. Поставщики услуг нередко получали денежные средства с большой задержкой, что ухудшало их финансовое состояние.

И сами льготники находились в неравном положении. Например, жители сельской местности, которые редко пользуются общественным транспортом, по сути «не выбирали» полагающуюся им «транспортную» льготу.

Поэтому было приняло решение о замене части льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). Соответствующие изменения в законодательство внес закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений…». На практике этот акт часто называют «законом о монетизации льгот».

ЕДВ на федеральном уровне заменила три вида льгот:

  1. Санаторно-курортное лечение.
  2. Проезд в общественном транспорте.
  3. Бесплатное предоставление медикаментов.

Что принес закон о монетизации льгот ветеранам труда

Размер ЕДВ для разных льготных категорий установлен ст. 23.1 закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако ветеранов труда в этом списке нет. Дело в том, что закон № 122-ФЗ не только ввел монетизацию льгот, но и передал полномочия по социальной поддержке ветеранов труда на региональный уровень, внеся изменения в ст. 22 закона № 5-ФЗ.

В регионах монетизация ветеранам труда в большинстве случаев была введена по принципам, аналогичным федеральному уровню.

Вывод

Монетизация льгот ветеранам труда в 2018 году осуществляется на уровне субъектов РФ. Региональные выплаты ветеранам обычно включают в себя компенсацию затрат на проезд, санаторно-курортное лечение и получение лекарств. Кроме того, во многих регионах «монетизирована» и льгота по оплате коммунальных услуг.

В 2004 году был принят 122-й федеральный закон, известный как закон о монетизации льгот. Натуральные льготы были заменены денежными выплатами, и это вызвало недовольство больших групп людей.

В условиях болезненных реформ 1990-х годов натуральные льготы выручали старых и больных людей, так как они могли бесплатно пользоваться городским, а часто и пригородным транспортом, получать бесплатно большую часть лекарств и оплачивать только 50% услуг ЖКХ, а также не платить многие налоги. Отмена льгот вызвала наиболее активный протест именно в этих группах населения. Многочисленные митинги протеста проходили почти во всех городах.

Массированная критика правительства вынудила его пересмотреть ряд положений еще на стадии законопроекта. Прежние предложения правительства предполагали уменьшение затрат на социальные льготы. Теперь пришлось увеличивать общий объем социальных выплат.

Движение протеста против отмены натуральных льгот набрало к концу июня такую силу, что его трудно было остановить даже очень большими уступками со стороны правительства.

В августе 2004 года новый закон был принят Советом Федерации и подписан президентом.

Закон о монетизации льгот вступал в действие с 1 января 2005 года. Однако он был столь сложен и плохо проработан, что высказывались опасения о возможности его реализации.

Как и предполагалось, в январе 2005 года начались трудности с реализацией положений закона. В отделах социального обеспечения и в местных пенсионных фондах образовались большие очереди. Много проблем возникло на городском общественном транспорте. Это привело к новым массовым акциям протеста. Основное недовольство вызвала малая сумма компенсации, а также полная неподготовленность реформы.

Уже в январе 2005 года, когда был введен в действие закон, упал рейтинг правительства, сократилась поддержка президента. Народным неГрафик 25

Смертность в России

Палитра мнений

Диаграмма 36

Миграция в Россию в 2000-2006 гг. 1

Палитра мнений

Н. Шмелев: «Социальная политика явила себя в печально известном законе 122, который родился вне научных и практических данных, уже проверенных в других социально ориентированных государствах. Этот закон основан на незнании жизни людей в собственной стране, он создан лишь по схемам, таблицам и графикам» 1 .

Д. Медведев: «Выступления на улице - нормальная реакция возмущенных людей. Если хотите, прямое и не всегда приятное доказательство существования гражданского общества. Ничего сверхъестественного в них нет. Другое дело, что это серьезный сигнал власти: механизмы, заложенные в законе, не срабатывают в должной мере... »

довольством поспешили воспользоваться оппозиционные политические партии. В Государственной думе активно обсуждался вопрос о возможности отставки правительства.

По поручению В. Путина правительство взяло процесс урегулирования ситуации под свой контроль. Там, где у региональных властей не хватало денег на эти цели, они получили дотации из федерального центра.

Для того чтобы сбить волну недовольства, президент настоял на повышении пенсионных выплат всем категориям пенсионеров. К весне 2005 года в большинстве регионов страны ситуация стабилизировалась. Правительство признало свою вину, но при этом оно посчитало, что ее должны разделить и некоторые губернаторы.

После того как была решена проблема льготного проезда на транспорте, правительство сосредоточило свое внимание на обеспечении льготников бесплатными лекарствами. Решить эту задачу удалось гораздо быстрее и без каких-либо массовых протестов.

Отношение к льготам в обществе неоднозначно. Те, кто их получает, заинтересован в сохранении существующего порядка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не имеющая льгот часть населения и государство считают, что порядок предоставления социальной помощи требует значительных изменений. Один из шагов в этом направлении – монетизация льготных поощрений.

Важная информация

В 2020 году до 31 декабря любой из граждан, имеющий право на получение льгот федерального или местного значения имеет возможность отказаться от этого, заменив потенциальные льготные услуги денежными выплатами в фиксированном размере.

Данное решение принимается добровольно, с учетом интересов каждого конкретного человека. Несмотря на то, что политика монетизации льгот действует уже более 10 лет, большинство представителей льготных категорий населения не торопятся отказываться от привычной системы социальной поддержки.

Что это такое

Для более глубокого понимания вопроса рассмотрим некоторые понятия:

Практика предоставления льгот лицам, имеющим особые заслуги перед государством, или наименее защищенным слоям населения возникла в Советском Союзе.

С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. ФЗ №122 «О монетизации льгот» был принят в 2004 году, когда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот.

За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне.

Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.

Перечень видов госпомощи

Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее.

Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры.

Менее поддается контролю та часть льгот, которая получается гражданами в натуральном виде, т.е. в виде товаров и услуг. В этот перечень входят:

  • полностью или частично бесплатный проезд;
  • получение бесплатных лекарств;
  • лечение и отдых в санаториях;
  • сниженные тарифы на услуги ЖКХ.

Особенность последней группы состоит в том, что пользователи находятся в неравных условиях и пользуются льготами с различной интенсивностью.

Например, кто-то ежегодно отдыхает за счет государства и ежедневно пользуется бесплатным городским транспортом. Другие лица не имеют такой возможности по разным причинам.

Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.

Данным законом предусмотрен механизм начисления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) вместо натуральных льгот.

Последние изменения в законодательном регулировании

В 2020 году кардинальных изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросу льгот и их монетизации не произошло.

С 1 февраля была традиционно проведена индексация ЕДВ с учетом инфляционных тенденций, а также стоимости НСУ (набора социальных услуг):

В 2020 году проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая должна войти в действие с 2020 года.

В данной системе будет проводиться персональный учет всех лиц, имеющих право на получение льгот, а также суммы и виды государственной помощи, которыми воспользовался каждый гражданин.

Создатели ресурса рассчитывают, что это позволит проконтролировать все случаи, когда льготник одновременно получает льготы на нескольких уровнях, и устранить данные факты.

Одновременно каждый гражданин получит возможность узнать о своих правах и причитающихся ему выплатах социальной помощи.

Как осуществляется монетизация льгот

Механизм монетизации предусматривает добровольность решения граждан по вопросам получения льгот.

В настоящее время действуют следующие тарифы монетизации, которые включаются в ЕДВ, т.е. ежемесячно гражданин получает фиксированную сумму независимо воспользовался он данной льготой или нет:

Общая сумма надбавки к пенсии или пособию составляет 1048,97 рублей на федеральном уровне. В каждом регионе вопрос с монетизацией льгот местного уровня решается индивидуально.

Так повсеместно распространенный бесплатный проезд в местном транспорте для льготных категорий в ряде городов меняется на фиксированные перечисления на счет сумм от 100 до 400 рублей. Заявление на предоставление льготы можно .

Использование данной возможности разных категорий граждан в Москве

Государственная политика предусматривает, что регион, предоставляющий льготы на своем уровне, должен оплачивать их из собственного бюджета.

В связи с этим большинство региональных образований не только прекратить расширять перечень видов социальной помощи, но и сокращают количество категорий населения — льготников.

Не стала исключением и Москва. Не так давно был отменен бесплатный проезд в городском транспорте для всех категорий, кроме получателей федеральных льгот.

Пенсионеры

Пенсионеры, проживающие на территории России, в различных регионах могут воспользоваться такими льготами, как:

  • сниженные в процентном отношении тарифы на коммунальные услуги, включая электричество, телевидение и телефон;
  • бесплатные поездки на городском транспорте;
  • частичная или полная компенсация стоимости лекарств.

Жители Москвы пенсионного возраста могут получить денежную компенсацию за коммунальные платежи на сумму, превышающую 20% дохода. Также они имеют право:

  • на бесплатное медицинское обслуживание с выездом врача на дом;
  • на путевку в санаторий за счет бюджета не чаще одного раза в год;
  • бесплатные стоматологические услуги.

Пенсионеры Подмосковья получают в год одну тысячу рублей, если им необходимы поездки в Москву, в том числе — 400 рублей для консультации и 600 рублей – на лечение.

Многодетные семьи

В каждом регионе имеются свои особенности в отношении семей с детьми, начиная с того, сколько детей необходимо, чтобы считать семью многодетной и заканчивая перечнем причитающихся выплат и предоставляемых льгот.

Самые распространенные льготы для многодетных родителей, которые можно монетизировать:

  • бесплатный проезд по городу детям и одному из родителей;
  • компенсация медикаментов;
  • путевки в детские лагеря отдыха;
  • сниженные коммунальные тарифы.

В Москве дополнительно существуют:

  • компенсация подорожания потребительской корзины;
  • возмещение платы за городской телефон;
  • снижение стоимости услуг ЖКХ пропорционально количеству детей.

Если количество детей больше пяти, то дополнительно выплачивается ежемесячная сумма на покупку детских вещей на каждого ребенка.

Инвалиды

Лица с ограниченными возможностями пользуются значительным перечнем региональных льгот практически на всей территории страны. В этот список входят:

  • проезд в городском транспорте без оплаты;
  • бесплатные путевки на лечение, включая проезд до санатория;
  • компенсация стоимости лекарств, ортопедических товаров и медицинских услуг, включая протезирование конечностей и зубов.

Инвалидам, проживающим в Москве, дополнительно предоставляются услуги социального такси.

Ветераны труда

Ветераны труда, имеющие соответствующие удостоверения, в различных регионах страны пользуются такими же льготами как пенсионеры, только суммы компенсации имеют больший размер, например, 50% а не 25% стоимости ЖКХ.

Среди исключительных видов льгот можно назвать частичную компенсации билетов на поезд за исключением летнего сезона.

Московские ветераны пользуются всеми льготами или их монетизированным выражением, как льготники федерального уровня.

Матери-одиночки

Льготы, которые предоставляются матерям-одиночкам, в основном находятся в сфере трудового законодательства и касаются режимов работы и возможности увольнения.

Денежная форма присуща таким льготам, как:

  • бесплатные медикаменты ребенку до достижения трехлетнего возраста;
  • неоплачиваемые путевки в детский лагерь.

В Москве одиноким матерям дополнительно частично компенсируют стоимость детского сада.

Главные правила оформления

Для монетизации своего права на льготы гражданину необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением:

Срок действия выбранного порядка неограничен по времени, т.е. не нужно ежегодно подавать новое заявление.

На что обратить внимание

Процедура монетизации имеет несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание, подавая заявление:

  • если одинаковые льготы предоставляются на федеральном и региональном уровнях, то гражданин может пользоваться выплатами только одного из них. При подаче заявления данный вопрос проверяется сотрудниками Пенсионного фонда ;
  • каждое лицо имеет право самостоятельно выбирать те виды льгот, которым он предпочитает денежные выплаты. Так, жители городов и сел, имеющие автомобиль, могут безболезненно отказаться от бесплатного проезда, оставив право на бесплатное лечение в санаториях. Граждане, не нуждающиеся в бесплатных лекарствах или не получающие их по разным причинам, имеют право на денежную замену, которую могут потратить на любые нужды;
  • различные регионы проводят собственную политику в отношении льгот, поэтому при переезде на новое место жительства, необходимо сначала ознакомиться с нормативными региональными актами, а затем принимать решение по поводу получения льгот или их монетизации.

Вопросы монетизации льгот волнуют многих граждан РФ, причем у данного процесса есть как сторонники, так и противники. Наиболее актуальными в данной ситуации являются монетизация льгот пенсионерам и ветеранам труда в 2020 году. Узнайте о том, есть ли изменения и какие последние новости по монетизации льгот в 2020 году.

Монетизация льгот – что это такое, плюсы и минусы

Под монетизацией льгот подразумевается процесс, когда наличествующие социальные гарантии перестают предоставляться, заменяясь денежными выплатами. При этом данный процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, к плюсам монетизации льгот можно отнести следующие характерные черты:

  • Снижение нагрузки на бюджет. Так как большинство льгот финансируются из государственного или местных бюджетов, их обеспечение может нести значительную нагрузку на бюджет, особенно если использование льгот оказывается чересчур масштабным.
  • Уменьшение коррупционных рисков. Многие механизмы монетизации льгот содержат в себе значительные коррупционные риски, особенно в сфере транспорта и медицины. Так, проконтролировать объем реальных пассажирских перевозок льготников практически невозможно, в итоге, например, транспортные предприятия могут недобросовестно наживаться, предоставляя фиктивные сведения.
  • Увеличение эффективности бизнеса. В вышеупомянутых сферах транспорта и медицины зачастую льготы наносят значительный ущерб деятельности означенных предприятий. Особенно этот вопрос остро стоит при железнодорожных перевозках, у которых может до 80% пассажиропотока приходиться на льготников. Их монетизация позволяет обеспечить честную конкуренцию и стимулирует развитие бизнеса вместо борьбы за государственные дотации.
  • Обеспечение социального равенства. Многие виды льгот не используются полностью или даже частично многими категориями населения по причине их отдаленного проживания. Например, жители деревень не могут получить никаких преимуществ от наличия у них права на бесплатный проезд в общественном транспорте, что обеспечивает определенное неравноправие.

Тем не менее, монетизация льгот на практике часто вызывает широкомасштабные протесты среди населения, вызванные, в том числе, и тем фактом, что отдельные категории граждан могут нуждаться в них куда сильнее. Так, негативными сторонами и минусами монетизации можно назвать:

Монетизация льгот в России по 122-ФЗ с 2005 года

Наибольшую известность в России имеет монетизация льгот, начатая в 2004 и введенная в действие в 2005 году посредством принятия ФЗ №122 от 22.08.2004. Данный закон предусматривал большое количество глобальных изменений в вопросах предоставления льгот. Наиболее масштабными из них была замена денежным возмещением бесплатного проезда широкому кругу населения, а также обеспечения медикаментами и лечением.

Учитывая последовавшие на всей российской территории глобальные протесты против данной системы, окончательное решение о наличии и форме предоставления большинства льгот было предоставлено региональным властям. Именно они устанавливают порядок обеспечения льгот на проезд определенным категориям населения, а также большинство других видов социальной помощи. На федеральном же уровне, монетизация в первую очередь выразилась в формате ЕДВ – единовременной денежной выплаты, обеспечиваемой инвалидам и иным нуждающимся лицам.

При этом частично монетизация льгот стала добровольной. То есть, у граждан есть выбор – принимать в качестве денежной суммы или в натуральном виде имеющийся пакет набора социальных услуг, состоящий из:

В большинстве остальных случаев, конкретные виды дополнительных льгот регулируются либо федеральным законодательством, либо – региональными нормативными актами. Монетизации каких-либо иных льгот с 2005 года не производилось. Более того – за этот период был введен ряд других льгот и прямых выплат социальной поддержки нуждающимся гражданам. Так, с полным перечнем в России можно ознакомиться в отдельной статье.

Монетизация льгот пенсионерам и ветеранам труда в 2020 году

Единственными льготами, которые подлежат монетизации для пенсионеров и ветеранов труда в 2020 году являются вышеозначенные компенсации бесплатного проезда, лекарственного обеспечения и санаторного лечения на федеральном уровне. Остальной перечень общегосударственных преференций, получаемых гражданами данной категории не подлежит монетизации в принципе. Однако исключение могут составлять дополнительные программы регионального уровня.

Региональные программы не могут позволять монетизировать федеральные льготы, если это не допускается федеральным законодательством. Но могут монетизировать региональные льготы без ограничений.

Для получения монетизации льгот пенсионерам в 2020 году, как и ветеранам труда, необходимо написать заявление в ближайшем отделении ПФР. Отказаться можно либо от полного пакета социальных услуг целиком, либо от его отдельных составляющих частей. При этом данное заявление подается заранее, а начинает действовать монетизация с 1 января года, следующего за подачей заявления. Подавать данный документ необходимо с документацией, подтверждающей право на получение пенсии. При этом заявление следует писать каждый год не позднее 1 ноября, чтобы получить возможность монетизировать льготы в следующем году.