Когда новорожденный начинает улыбаться. Когда новорожденные дети начинают осознанно смеяться и улыбаться маме и другим людям? В каком возрасте у малыша появляется настоящий смех

После появления младенца в семье всё вокруг меняется, и мир начинает крутиться только возле него. Мамочкам уже не терпится быстрее увидеть первую реакцию своего крохи – улыбку, которая появится не так скоро. Так когда ребёнок начинает улыбаться? Улыбка малыша – это награда за прошедшие испытания и роды. Одна из первых эмоций, которую выдаёт малыш – это плач, а вот улыбаться он начинает гораздо позже.

Первое время кроха вокруг видит всё расплывчато и нечётко, но позже он уже может видеть лица самых близких – мамы и папы. После того как он привыкает к родным лицам и голосам, он даёт определённую реакцию, и уже через месяц может слегка улыбаться.

Первая улыбка

Сразу после рождения многие мамочки замечали на лице своего малыша улыбку, которая по природе своей носит рефлекторный характер, но это не связано с природной особенностью человека с самого рождения слышать и видеть. Многие дети ещё несколько дней после рождения могут улыбаться. Это говорит лишь о том, что ваш ребёнок спокоен и чувствует себя защищенным. Чаще всего так ребёнок улыбается во время кормления, купания или сна.

До осознанной улыбки нужно подождать ещё некоторое время, поскольку за контроль улыбки отвечают больше десятка мышц, которые у малыша ещё слабы и не до конца окрепли. Также знайте, что осознанной улыбкой управляет более сложный механизм – раздел мозга, который отвечает за распознавание различных эмоций. После подачи импульсов в определённую зону головного мозга следует реакция – расслабление мышц.

Когда появляется настоящая улыбка?

Чтобы увидеть настоящую улыбку у новорождённого, должно пройти несколько этапов развития ребёнка. При рождении дети видят размыто, поэтому они не могут реагировать и копировать улыбку родителей. Он может различать только большие предметы при расположении их не дальше 30 см. Уже через месяц малыш начинает чётко видеть и перенимать улыбку у родителей.

Во сколько месяцев стоит ждать первую улыбку? Осознанное проявление радости у малыша впервые появляется в среднем в возрасте 6 недель. Все дети индивидуальны, поэтому некоторых родителей малыш может обрадовать улыбкой уже в 4 недели, а кого-то в 10 недель. Прежде чем ваше чадо сможет запомнить чувства, а затем их выражать на лице, нервная система должна проделать большую работу. Ведь мозг должен воспринимать картинку и вырабатывать реакцию – это целая система. Настоящую улыбку ни с чем не спутать, она абсолютно отличается от рефлекторной улыбки новорождённого.

Первая настоящая улыбка

Вы уже знаете, во сколько месяцев ваша кроха должна начать проявлять радость. Поэтому очень часто с 4 недель молодые родители стараются присматриваться, чтобы не пропустить первую улыбку. Сначала ребёнок даёт реакцию в виде искривления губок, такая неумелая улыбка пока что никому не адресована. В этот момент у малыша может быть озадаченный вид, и о чём он думает, угадать тяжело. Но это и есть самое начало проявления эмоций вашей крохи.

Можно сравнить те состояния, когда малыш начинает плакать, если его вдруг что-то не устроило, и то блаженное состояние, когда ему комфортно, малыш растягивается хоть и в неуверенной ещё, но улыбке.

Что может повлиять на улыбку ребёнка?

После того как вы впервые за несколько месяцев увидели настоящую улыбку, хочется знать, на что малыш так реагирует. Радостную реакцию может вызвать следующее:

  1. Что-то приятное и увлекательное. Например, один из родителей может негромко хлопать в ладошки, «агукать» в ответ ребёнку или петь детскую мелодичную песню.
  2. Мимика. Необязательно, что это будет именно ваше лицо, чадо может реагировать на лица детей из журналов или с фотографий.
  3. Большие игрушки. Многие дети очень любят игрушки с крупными глазами, ушами или носом. Такие зверушки их забавляют и вызывают на личике улыбку.

Постепенно малыш учится держать зрительный контакт с родителями, он уже может реагировать на знакомые звуки и прикосновения, такие приятные факторы вызывают улыбку у младенца. Хотя сейчас ещё не тот возраст, когда кроха может воспринимать и слушать посторонние звуки, всё же полезно постоянно разговаривать, напевать песенки, включать спокойные мелодии, вешать над кроваткой интересные игрушки – всё это способствует развитию ребёнка.

Если ребёнок не улыбается

Если возраст ребёнка перешагнул через 8 недель, а он до сих пор не проявляет радость – не стоит бить тревогу, возможно, он просто у вас серьёзный. Многие мамочки очень мнительные и могут по каждому поводу идти к врачу. У вас повода к такому походу нет, если:

  • крохе нет ещё и 3 месяцев,
  • держит самостоятельно головку,
  • взгляд фокусирует на любые предметы,
  • умеет сосредоточиться, например, на любимой игрушке.

А вот если малышу уже больше 12 недель, то в таком случае необходима консультация педиатра для исключения отклонений. Обратите внимание, достаточно ли вы внимания уделяется своему ребёнку, разговариваете ли вы с ним, поёте, улыбаетесь. Ведь малыши – они как губки, всё впитывают, и если у родителей не принято проявлять радость и часто улыбаться, то это с вас может перенять и ребёнок. Во время бодрствования носите кроху на руках по квартире или дому, показывайте картины, фотографии, рассказывайте ему обо всём. Ему это будет интересно. Важно все действия выполнять с радостью на лице. Вот увидите, со временем малыш ответит вам взаимностью.

Время для развития и отдыха

Во всём нужна мера! Об этом нужно помнить всегда. Если ребёнок может не улыбаться при недостатке внимания, то и постоянно тискать его – также неподходящий вариант. Конечно, все мамы хотят постоянно видеть улыбку своего крохи, берут малыша на руки и пытаются вызвать радостную реакцию. Лучше, если для этого вы выберете определённое время, чтобы не нагружать малыша, ведь частое тисканье может вызвать капризы и плач у ребёнка. Если кроха хочет спать – дайте ему отдохнуть.

Чтобы начать общение с малышом, обратите внимание на признаки, которые он может давать, сигнализируя, что готов к общению:

  1. Начинает активно шевелить ручками и ножками, показывая, что ему не лежится на месте.
  2. Выдаёт различные звуки, «гулит».
  3. Смотрит в разные стороны хорошо раскрытыми глазками.
  4. Пытается хватать ручками рядом лежащие или висящие предметы.

После того как малыш стал осознанно улыбаться, каждый радостный момент – появление перед глазами родителей, любимой игрушки или картинки – вызывает у ребёнка неописуемый восторг.

Некоторые психологи утверждают, что такое ликование малыша – это только яркий способ привлечения к себе внимания, но никак не проявление нежных чувств. Но как можно обвинить в этом малыша, ведь он так обезоруживает своей улыбкой!

Дети – это самые светлые и чистые существа на всей планете, они способны только на самые нежные чувства: привязанность и благодарность. А немного позже ваше чадо начнёт вас радовать новым проявлением чувств – игривым и заливным смехом, который будете слышать больше 300 раз в день.

Молодые мамы и папы часто удивляются тому, что их кроху «приглашают» на прием к неврологу. Мол, ребенок здоров. Однако визит этот важен. Только врач может оценить состояние нервной системы новорожденного, специфику его реакций на окружающий мир и увидит, есть ли отклонения в развитии.

Уже улыбка?

Ну вот, первое государственное учреждение для нового человека - роддом - позади. Дитя привезли домой и склоняются над ним в ожидании улыбки. И в самом деле, через несколько дней после рождения малыш может немного подвигать губками. Но грудной ребенок улыбается не от того, что увидел или услышал что-то забавное. Просто ему тепло, спокойно, комфортно. Такую же мимику можно заметить во время сна младенца, сразу после еды или при купании.

А вот если ему плохо (мокрый, голодный), то сразу раздается плач. Устранила мама дискомфорт - и уголки рта растягиваются сами собой. Такая реакция - чисто физиологическая: нормальные условия вызывают эту мимику. Своим довольным видом младенец «сообщает», что ему хорошо. Это первый шаг превращения грудничка в разумного человека.

Вы спросите: «Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?» Чтобы это произошло, должно миновать какое-то время. Ибо любой реакции предшествует непростая работа мозга. Малыш должен научиться распознавать эмоции мамы или папы. Затем идет передача импульсов нервных в конкретный участочек мозга. И только потом появляется улыбка. Это чудо происходит обычно в промежутке от четырех до восьми недель со дня появления крохи на свет.

Каждый растет по-своему

Мамы не должны паниковать, если их малыш «еще ни разу не улыбнулся». Все дети разные. И развитие ребенка строго индивидуально. Каждый имеет данный ему свыше «план» физического роста и формирования умственных способностей.

Как правило, к середине первого месяца жизни ребятишки начинают, так сказать, вполне «разумно» смотреть по сторонам, крутят головкой. Все дольше останавливают глаза на тех предметах, которые их заинтересовали. Первые в этом списке, конечно, лица мамы и папы, бабушки или няньки, которая ухаживает за новорожденным. А уже через 30-45 дней со дня появления нового жильца в вашей квартире вы ловите признаки радости на его лице. Это и будет ответом на вопрос: «Во сколько месяцев ребенок улыбается?»

Правда, не во всех случаях, а только когда мама поет ему, хлопает в ладоши, ласково с ним говорит. Именно в это время малыш растягивает ротик вполне оправданно. Также он поворачивает голову к какому-то источнику звука, и если он приятный - улыбается.

Сидеть на руках хорошо

Но вот и второй месяц жизни подходит к концу. Движения малыша все более разнообразные. Он поднимает вверх ручки, размахивает ими, потягивается. Проявляет интерес к ярким игрушкам, долго на них смотрит, трогает.

Еще немного - и сидящий на руках у мамы мальчик или девочка начнет постоянно смотреть вокруг. Куда именно? На те неподвижные предметы, которые находятся от них далеко. Это связано с особенностями строения аппарата зрения. Затем будут вглядываться в близкие предметы. А наблюдая за бегающей игрушкой, выражают явно положительные эмоции. Таковы обстоятельства, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. При этом он пытается подвигаться, что-то пролепетать.

После каких стадий в развитии наступает момент, когда дети начинают улыбаться? Малыш недолго поддерживает со взрослыми зрительный контакт. Стал неравнодушен к ярким погремушкам, реагирует на разные звуки и поглаживания взрослых. Все это вызывает у него улыбку - как признак удовольствия. И хотя младенец еще, конечно, не в состоянии слушать что-либо внимательно, но все равно в это время полезно с ним не только разговаривать, но и включать музыку (ту же спокойную классику). Поэтому родители должны повесить над коляской или кроваткой мобиль с разноцветными перевертышами и приятной, тихой мелодией. Это не дань моде. Такие вещи способствуют тому, что развитие ребенка пойдет правильно.

Через улыбку развиваемся

Ребенку в возрасте до года невозможно объяснить взрослым, что ему нужно. Это мы говорим без умолку, доводя до сведения собеседника свои неудовольствия или радость. А у грудничков один способ связи - плач. Как сигнал о помощи. Причины: что-то болит, холодно, хочет есть или спать, лежит мокрый, не желает оставаться один в комнате. Но и в случаях, когда дети начинают улыбаться, это тоже их «беседа» с нами. Все составные «комплекса оживления» (размахивание руками и ногами, улыбки, лепет) - тоже формы их общения, коммуникации.

Если до конца 1-го месяца улыбка лишь рефлекторна, то общая проявится после четвертой недели его жизни. Ее сопровождает блеск детских глаз. Так малыш реагирует на появление рядом с ним взрослых. И, наконец, на 2-м месяце видна улыбка специфическая. Ребенок вполне отличает лица мамы и папы и моментально «отвечает» на них соответственно.

Подойдите ко мне!

Карапуз лежит спокойно в своей колясочке или кроватке. А потом вдруг начинает улыбаться вроде бы без видимых причин. Мамы, как правило, на это не обращают внимания. Ну не плачет же! Чего спешить к нему? Между тем момент, когда дети начинают улыбаться, очень важен. Он означает одно: сын или дочка хочет привлечь к себе позитивное внимание взрослых, их любовь и заботу. А получив «обратную связь», добившись желаемого, малыш начинает улыбаться - чаще и продолжительнее.

Вот такое мимическое движение - главный признак того, что подходит конец этапу «новорожденность», и начинается переход к следующему отрезку - младенчество. Так что для грудных ребятишек улыбка - чуть ли не единственное средство социального общения до того момента, когда они начнут понемногу разговаривать.

Принято считать, что комплекс необходимых составляющих, когда дети начинают улыбаться, формируется с 3-й недели жизни крохи. А самое большое развитие отмечается в 3-4 месяца. После этого поведение новорожденного (вы и сами заметите) изменяется на более сложное. Но если к 30-32 дням жизни младенец не начал расплываться в улыбке, паниковать не стоит. Это не означает, что взросление его идет вкривь и вкось. Все малыши - абсолютно разные. Редко кто растет по «официальному» графику. А у грудничков любое проявление положительных эмоций свидетельствует о нормально прогрессирующем умственном развитии.

Будьте ласковее

Правда, есть одно обстоятельство. Ученые заметили, что недостаток как эмоционального, так и телесного контакта матери с ребенком плохо сказывается на нем. Тогда составляющие «комплекса оживления» у младенца выражены слабее, а некоторых, к примеру, радостного гуления, вообще нет. Надо сыну или дочке помочь. Как? Очень просто.

Берите своего кроху почаще на руки, гладьте, целуйте, нежно говорите, пойте песенки. И главное - сами улыбайтесь. Ведь это в самом деле счастье - иметь такого замечательного малыша!

Когда ребенок начинает улыбаться - родители и близкие люди радуются. Еще бы, наконец-то этот маленький человечек не только плачет, но и смеется. Но важен этот элемент развития не только с эмоциональной стороны, но и с физиологической. Вовремя появившаяся первая улыбка - признак нормального умственного развития ребенка.

Во сколько ребенок начинает улыбаться маме в ответ - скажет любой педиатр. В среднем, это возраст 6-8 недель. Иногда чуть раньше или чуть позже. Многое зависит от окружающих ребенка людей. Если его часто носят на руках, поют ему, с ним разговаривают, ласкают - ребенок начинает улыбаться осознанно уже в 1 месяц , если же эмоциональной сфере уделяется меньше внимания, то в 2 месяца. Но не стоит верить мамочкам, которые рассказывают о том, что их дети начали улыбаться еще в роддоме, то есть сразу после рождения. В таком раннем возрасте возможны только гримасы, но не осознанные улыбки. А в ответ улыбнуться ребенок уж точно не сможет, поскольку еще довольно плохо видит.

Улыбка - одна из составляющих так называемого комплекса оживления - эмоционально-двигательной реакции малыша на взрослого человека. Эта реакция начинает проявляться примерно в 3 недели жизни ребенка. В таком раннем возрасте он только замирает и сосредотачивается, когда к нему обращаются. Немного позднее появляется улыбка, гуление и двигательное оживление, как реакция на общение со взрослым человеком. Своего апогея комплекс оживления достигает к 4 месяцам. Позднее поведение ребенка становится более сложным и разнообразным. На незнакомых взрослых людей, даже если те с ним ласково разговаривают, он может реагировать наоборот плачем. Зато в таком возрасте он уже не просто улыбается, а заливисто хохочет.

Как сделать так, чтобы ребенок побыстрее начал улыбаться? Просто любите своего малыша и все обязательно получится. Обязательно с ним разговаривайте, даже если вы считаете, что он еще ничего не понимает. Дети, с которыми не разговаривали родители, медленнее развиваются. Они позднее начинают не только улыбаться, но и гулить, издавать звуки и говорить.

Самый удачный, подходящий момент вызвать у ребенка осознанную улыбку - это ласково его потрогать или просто улыбнуться, когда тот занимается познанием мира - крутит головкой, пробует ухватить пальчиками игрушки, внимательно рассматривает какие-либо предметы, пытается гулить и двигаться.


10.05.2019 21:24:00
Эти 9 продуктов замедляют старение
Никто не хочет стареть и бороться с морщинами. К счастью, есть способы затормозить старение без инъекций - с помощью питательных веществ. В каких продуктах они содержатся?

10.05.2019 20:59:00
8 полезных альтернатив макаронам
Все любят теплые макароны, но углеводы и низкая питательная ценность, которые характерны для этого блюда, наносят вред организму и фигуре. Даже если вы не находитесь на диете, но стараетесь питаться правильно, вам стоит заменить макароны на следующие 8 альтернатив.

09.05.2019 19:12:00
Как стимулировать пищеварение, чтобы похудеть?
Брюки стягивают, живот давит: ощущение тесноты и переполненности желудка портит настроение. Так не должно быть! Мы подскажем вам, как стимулировать пищеварение и похудеть!

09.05.2019 18:35:00

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Родители мечтают увидеть улыбку своего малыша с самого дня его появления на свет. Некоторые мамочки наслаждаются ею уже в роддоме, другим приходится подождать до месячного возраста.

Когда ребонок начинает улыбаться, и что для этого нужно делать?

Самые первые улыбки

Сразу после рождения кроха улыбается неосознанно. Это рефлекторное движение мышц лица появляется у грудничка в ответ на приятные ощущения.

Ребенку тепло, сухо, он сыт – и его губки растягиваются в улыбку. Она немного отличается от привычной для нас мимики, так как не обращена ни к кому конкретно.

Такое выражение лица появляется после кормления, во время купания. Спящий ребенок полностью расслаблен и доволен, вот почему новорожденные улыбаются во сне.

Когда же малыш начинает улыбаться «по-настоящему»?

Для того чтобы грудничок одарил вас первой осознанной улыбкой, он должен пройти несколько важных этапов в своем развитии.

Ребенок рождается с несовершенным зрением. Он хорошо видит большие, крупные предметы на расстоянии 20-30 см. Лицо мамы ребенок видит слегка размытым. Нормальное зрение формируется примерно к месячному возрасту ребенка, именно тогда он начинает различать мимику взрослых и пытается «скопировать» ее.

Огромную работу проделывает нервная система малыша, его психика. Ведь нужно понять, что появление лица в поле зрения связано с приятными чувствами, которые он испытывает, и запомнить, как можно выразить свое удовольствие.

Чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 мышц. Представляете, какую работу проделывает ваш ребенок!

Как правило, малыши начинают осознанно улыбаться в возрасте от 6 до 8 недель. Неврологическая норма более размыта – от 5 до 12 недель.

Эту новую улыбку легко отличить от рефлекторной, так как она предназначается определенному человеку. Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно, этого нельзя не заметить.

Ребенок учится общаться

Улыбка – первое средство общения, доступное вашему малышу. С ее помощью он показывает, что ему комфортно, хорошо, интересно; выражает радость от того, что видит любимые лица.

По мере развития ребенка улыбка дополняется «комплексом оживления»: когда вы входите в комнату или наклоняетесь над колыбелькой, малыш улыбается, начинает махать ручками и ножками, произносит различные звуки. >>>

Возникновение такого поведения в возрасте от полутора до четырех месяцев свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

Когда малышу исполняется 7-8 месяцев, он проходит через кризисный период. В это время он начинает замечать разницу между «своими» и «чужими», и может улыбаться родителям и хмуриться в ответ на улыбку незнакомого человека.

Как себя вести, чтобы малыш улыбнулся?

Улыбка ребенка – это ответ на ласковое обращение и заботу о нем. Внимательно относитесь к потребностям крохи, следите, чтобы новорожденному было тепло, сухо и сыто.

Разговаривайте с малышом спокойным ласковым голосом, с первых дней начинайте петь песенки, носите на ручках. Ребенок учится мимике у взрослых, поэтому улыбайтесь, когда обращаетесь к крохе.

После месячного возраста можно начинать делать специальное упражнение. Показывайте грудничку разные выражения лица, при этом беседуйте с ним. Можно строить рожицы.

Малыш начинает перенимать вашу мимику, и таким образом учится управлять мышцами лица, а также понимает, какое выражение лица подходит к каждому из настроений.

Как ускорить появление улыбки?

Если у вас очень серьезный ребенок, который не спешит порадовать родителей своей очаровательной улыбкой, не стоит переживать и начинать бегать по врачам. Нет повода переживать по поводу отсутствия улыбки, если:

  • малышу нет трех месяцев;
  • хорошо держит головку;
  • фокусирует взгляд;
  • может сосредоточиться на одном каком-то деле (например, рассматривание игрушки).

Если ребенку больше 12 недель, он все еще не улыбается, то необходимо поговорить с педиатром.

Если кроха не улыбается, возможно, нужно уделять ему чуть больше внимания. Общайтесь с ним во время бодрствования, показывайте игрушки, носите по дому.

Включайте спокойную музыку, пойте песни, рассказывайте потешки. И, конечно, каждый раз, когда подходите к ребенку или берете его на руки, улыбайтесь ему.

Как сделать, чтобы новорожденный улыбнулся? Состройте ему рожицу!

До месячного возраста лучшая игрушка ребенка – лицо его мамы. Позвольте малышу разглядывать его с расстояния 30 сантиметров, начинайте менять выражение на нем.

Не забывайте про улыбку! Вы увидите, с каким интересом кроха будет наблюдать за вами.

В двухмесячном возрасте ребенок уже интересуется фотографиями людей и нарисованными лицами. Улыбка может возникнуть и при виде картинки в журнале.

До месячного возраста новорожденный хорошо различает темное и светлое.

Можете сделать для него черно-белые изображения различных выражений лиц (размером с альбомный лист каждое) и начинайте показывать с расстояния 30 см. Такое упражнение тоже поможет ускорить развитие мимики вашего крохи.

Только помните, что одинаковых детей не существует!

Хотя и известен «средний» возраст появления детской улыбки, это совершенно не значит, что если малыш порадовал своих родителей в другие сроки, то у него есть какая-нибудь патология развития.

Мимика каждого ребенка индивидуальна и развивается в необходимом ему темпе. Не нужно переживать, если малыш улыбается редко и мало, чем старше, тем чаще он начинает демонстрировать вам довольное выражение своего лица.

Если все же что-то в поведении новорожденного беспокоит вас, не пытайтесь самостоятельно «скорректировать» это. Все, что вы считаете необычным и странным, необходимо обсудить с педиатром.

Когда ребенок начинает улыбаться, родители забывают обо всех своих хлопотах и испытывают настоящее счастье. Дарите крохе свою нежность и любовь, и он обязательно отплатит вам, однажды просияв очаровательной улыбкой, которая предназначена только вам.