Индийская вышивка мк. Зардози. Индийская вышивка. Шиша. Маленькое зеркало

Вышивка Кантха (Kantha), ее еще называют Lepkantha или Sujhi Kantha, очень популярна в Западной Бенгалии и Бангладеше. Пожалуй, это самый распространенный вид вышивки среди сельских женщин. Эта вышивка интересна тем, что каждая женщина вышивает так, как посчитает нужным. Своего рода арт-ремесло, сделанное спонтанно вышивальщицей, где нет особых правил. Это направление, которое практиковали женщины разных классов - как жены богатых помещиков вышивали собственные сложные узоры на одеяле в свое свободное время, так и сельские женщины делали бережно вышитые покрывала равные по красоте и мастерству.

Кантха на санскрите означает тряпки. Данный вид вышивки по праву можно назвать искусством переработки.

Она изначально была сделана вручную методом сшивания нескольких слоев старых и использованных сари или тонкого хлопка. Если на одежде присутствует вышивка Кантха (Kantha), то ее можно называть кантха одеждой.

Читайте также про самую дорогую - Зардози.

Чем еще популярна Индия? Своими празднованиями. Узнайте, будет отмечать Индия 17 марта 2014 года.

Любите Историю? Тогда вам будет интересно почитать о том, в Древней Индии.

Данная вышивка используется не только в одежде, но и применяется в различных других текстильных предметах обихода, таких например, как одеяло, подушки, сумки, покрывала, крышечки для шкатулочек, салфетки для покрытия книг, кошельки, бумажники и т. д.

Вышивка представляет собой ткань, покрытую проточными стежками. Так же используется узор в виде красивых мотивов цветов, животных, птиц, геометрических форм, мифологических сюжетов и сцен повседневной деятельности. Такие швы дают эффект волнистости, морщинистости. Нити и слои ткани для вышивки Кантха извлекаются из старых одежд. Традиционные цвета: синий, зеленый, желтый, красный и черный . Из тканей, предпочтительно, используют хлопок и шелк.

Сейчас вышивку Кантха (Kantha) в основном используют для создания простых одеял.


Швы, используемые в вышивке Кантха:

  • шов «вперед иголку»;
  • «штопольный шов»;
  • гладь;
  • стебельчатый шов;
  • петельный шов.

Также используются швы для выделения определенных фрагментов.

Женщины старательно вышивают стилем Кантха еще и сегодня, во время досуга . Эти Кантхи богато украшены. Старые и богато украшенные Кантха теперь стали коллекционироваться. Примечательно еще и то, что вышивка Кантха стала основной отраслью народного искусства Бенгалии и делается на все виды платьев от дизайнера сари Kurtas.

Данный вид искусства не ограничивается популярностью только в Индии. Вышивка Кантха завоевала свое место в международном сообществе среди дизайнеров.

Так например, Тарун Тахилиани, известный модельер Индии имеет несколько магазинов одежды в Лондоне, Париже, Санта-Фе и Вашингтоне.

Есть семь различных типов Kantha:

  • Archilata Kantha - это, как правило, чехлы для зеркал или туалетных принадлежностей. Небольшого размера, прямоугольной формы и с красочными различными мотивами.
  • Baiton Kantha - это, как правило, вышивка в форме квадрата, которая используется для покрытия книг и других подобных ценных вещей. Границы рисунка выглядят с несколькими сложным, красочным дизайном.
  • Durjani / Thalia - это тип Кантхи имеет толстую вышивку, которая образует лотос в середине. Встречается именно в форме прямоугольника и края изделия также сложены в прямоугольник для получения кошелька.
  • Lepa Kantha - эта кантха также в форме прямоугольника и имеет неровные, волнистые конструкции по всей площади, но с простой вышивкой.
  • Oaar Kantha - это, как правило, прямоугольные наволочки, которые имеют декоративные рамки сшитые вокруг углов и имеют простую конструкцию в середине.
  • Sujani Kantha - эта кантха декоративно сшитая и, как правило, используется в качестве одеяла по особым случаям.
  • Rumal Kantha - эта кантха используется в качестве абсорбента салфетки или пластикового покрытия. Она имеет декоративные границы и лотос, находящийся в центре.

Индийская вышивка – это вид традиционного для этой страны ремесла и ее национальное достояние. Узоры, продуманные давным-давно древними мастерами, сегодня очень узнаваемы по всему миру. В этом материале вы узнаете о самых популярных техниках индийской вышивки, об интересных орнаментах и сюжетах.

Немного истории

Вид искусства вышивка упоминается в ведической литературе V в. до н.э. Созданные вручную из ниток и украшений элементы декорировали древнюю одежду, подчеркивая ее богатство. Примечательно, что в вышивках и ее сюжетах воплощена самая что ни на есть история Индии. В этой стране до сих пор ассимилируются новые понятия и навыки в базовые ценности и фундаментальные основы, в том числе и в вышивку. Ее уникальность заключается в великолепии узоров, нанесенных на ткань в самых разных оттенках. Кстати, изделия с вышивкой здесь считаются традиционным подарком. Во многих регионах Индии принято оформлять таким образом свадебное платье и приданое невесты, которое она будет носить в новом доме. Техник вышивания огромное множество, но мы расскажем о наиболее популярных из них.

Шиша. Маленькое зеркало

Если говорить о визуальном самовыражении страны, индийская вышивка шиша является как раз таким базовым элементом. В переводе с хинди название техники звучит как «маленькое зеркало», а работа над созданием элементов ведется как раз с использованием круглых зеркал. Когда зародился этот прием, никто уже не скажет, но еще в XVII веке эта разновидность вышивки активно популяризировалась. Считается, что такими вышитыми элементами обычные люди стремились подражать богатым, ведь в Индии издревле любят золото, яркие и избыточные украшения. Но дорогую одежду позволить себе могли далеко не все. Поэтому в ход шли золотые нитки для вышивания, стекло, слюда и другие украшения.

О технике шиша

Шиша является классической индийской вышивкой с зеркалами, которая популярна еще в Пакистане, Афганистане. Как уже было отмечено, простой люд очень хотел выглядеть богато, но золота у них не было. В ход шли зеркала, которые разбивались на маленькие кусочки. Их края аккуратно обрабатывали, красили серебрянкой, а затем аккуратно нашивали на одежду. Считалось, что такая индийская вышивка способна защитить от злых духов и косых взглядов. В современной традиции маленькие осколки зеркал заменяются блестками, пайетками, которые также стоят совсем недорого.

Вышивка ведется с использованием шелковых, хлопковых, шерстяных тканей, которые имеют плотную структуру переплетения нитей. Нитки можно брать любые, но самое главное – сначала стоить попробовать свои силы на лоскуте. Этапы работы следующие:

  1. Сначала нужно обработать края декоративных зеркал, а затем начать их крепление к ткани. Для удобства можно сначала приклеить кусочки декора на двухсторонний скотч.
  2. Обшивка зеркал выполняется обычными стежками, чтобы получилась перпендикулярная решетка.
  3. Затем начинается создание узора с выполнением обметочного шва и с захватом нитей, которые уже есть на зеркале.

В качестве заготовок можно использовать старые диски, металлизированный картон – все, что блестит и отражает свет.

Зардози

Самая шикарная вышивка создается с помощью золотой нити. Время расцвета этой техники пришлось на эпоху Великих Моголов, когда вышитыми элементами украшалась не только одежда, но и покои императора, покрывала для коней и слонов. Кроме золотых нитей, сегодня в этой технике используются металлические нити. Главное – выбрать дорогую ткань: шелк, вельвет, парчу. Удивительно, но занимаются этой работой в основном мужчины.

Вышивка зардози широко используется при оформлении местных свадебных нарядов. Так, самые дорогие сари на это торжество создаются на шелковых тканях золотыми нитями, причем весь процесс выполняется исключительно вручную. С помощью таких элементов выполняется отделка покрывал, подушек, занавесей, скатертей, сумок и даже туфель.

Техника зардози

Вышивка золотом начинается с создания рисунка на кальке. Он пришивается непосредственно на ткань с четким обозначением контура изображения, а затем начинается его оформление. Высшим пилотажем считается дополнение вышитых элементов драгоценными камнями. Особенность техники в том, что чаще всего используются именно растительные мотивы. Считается, что их создание вдохновлено сюжетными формами, которыми радует природа Индии. Нанесение вышивки выполняется специальным крючком, что не очень просто и требует обучения. Популярным узором в этой технике является индийский огурец, который сегодня часто используется дизайнерами ведущих мировых брендов.

Мало кто знает, но самым известным мастером, работающим по технике зардози, был Шамасуддин из Агры. Вышитые им картины являются самыми тяжелыми художественными вышивками в мире, так как их вес более 200 кг! Такой вес объясняется украшением готовых изделий самоцветами. Примечательно, что многие шейхи из Саудовской Аравии были готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить такое произведение искусства. Но Шамасуддин был непреклонен и свои картины не продавал ни за какие деньги.

Кантха

Данная техника широко применяется в случаях, когда нужно сшить вместе несколько слоев сари. Изначально орнамент на них выполнялся старыми нитками и использовался не только для украшения, но и для более прочного крепления материалов между собой. В зависимости от количества слоев индийская вышивка кантха могла выполняться как на зимних одеялах, так и на маленьких молитвенных ковриках. Примечательно, но создаваемые этим способом изделия никогда не продавались, чаще всего они делались для личного пользования или в качестве подарка. Традиционные цветовые решения простые – от синего и коричневого до красного и зеленого.

Как выполняется кантха?

Техника предполагает нанесение на поверхность мелким ручным стежком вперед иголкой различных узоров – решеток, волн, зигзагов. Сам рисунок получается рифленым и рельефным. Техника очень трудоемкая, поэтому на изготовление одной вещи могло потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. В современной традиции стежки часто дополняют специальные стразы для вышивки, которые придают изделиям индивидуальный вид. В качестве украшений используются и ракушки, пуговицы, маленькие зеркальца, аппликации.

Чиканкари

Не самой характерной для Индии является вышивка чиканкари. Ее особенность – в максимальной простоте и отсутствии красочных узоров или золотых нитей. По сути, это орнамент белыми нитками на белом полотне. Индийская вышивка чиканкари украшает традиционные местные наряды Kurtas Chikan – длинные белые рубахи, которые каждый турист считают честью для себя приобрести как сувенир. Для нанесения узоров используется петельный стежок и шов вперед иголкой. Нитки для этой техники выбираются на основе хлопка, а сама вышивка наносится не только на одежду, но и на постельное белье, скатерти.

О технике чиканкари

Перед выполнением вышивки создается дизайн с учетом типа ткани. Стежки подбираются уже под рисунок, выбранный для конкретного изделия. Узор обязательно вырезается на деревянной заготовке или наносится вручную. После подготовки формы выполняется печать узора на ткани, причем все краски легко смываются с нее. Уже после этого рисунок обшивается по узору разными видами стежков. Как только вышивка закончена, ткань стирают, отбеливают, обрабатывают кислотой и гладят.

Популярные узоры и мотивы

Мы рассказали о самых востребованных техниках индийской вышивки. Важную роль и определенную духовную ценность играют и выбранные узоры и мотивы, которые для каждого региона могут быть своими. Даже самый простой рисунок, например, огурец имеет свой смысл, создаваясь из множества отдельных элементов и помогая сделать узор единым и гармоничным. Кстати, пейсли является самым известным индийским орнаментом, история которого начинается еще в древнем государстве Сасанидов.

Какой истинный смысл имеет данный рисунок, никто точно не скажет. По преданиям, узор огурец напоминает языки пламени, которые являются олицетворением жизни человека. С другой стороны, пейсли говорит о развитии, динамичности, энергии, поэтому часто используется как декор нарядов для молодоженов Индии. Примечательно, что сегодня этот принт популярен далеко за пределами Индии. Многие дизайнеры используют его при создании модных коллекций. Кроме того, узор огурец часто применяется для росписи посуды или оформления интерьера, выдержанного в восточном стиле.

Растительные орнаменты

Индия – страна, которая привлекает волшебностью и экзотичностью. Но это еще и многоконфессиональная страна, что выражается и в народном творчестве. Основой основ среди декора являются растительные и цветочные орнаменты, которыми украшаются сари. В Индии запрещено изображение лика Аллаха, людей, животных, поэтому чаще всего выбираются рисунки на растительную тематику. Самый популярный мотив – лотос, который почитается в этой стране и считается священным. Он выступает символом творческого начала, мудрости, гармонии. Часто выбираются и узоры манго, граната, гвоздики, кипариса. Что бы ни использовали индийские мастера для создания вышивок, каждая из них получается самым настоящим произведением искусства.

Геометрия

Геометрические узоры также пользуются популярностью среди орнаментов в Индии, причем каждая фигура имеет свое значение. Так, звезда является символом божественности и надежности, квадрат говорит о стабильности и честности, восьмиугольник – о надежности и защищенности. Множество вариаций у круга, которые символизируют целостность и развитие жизни.

Символика цвета

Индийская вышивка – это целое искусство, которое требует не только мастерства, но и грамотного подбора материалов, ниток, рисунков. Этот вид ремесла всегда был одним из наиболее доступных, поэтому им могли заниматься даже бедняки. Каких-то единых правил в вышивании также не было, поэтому местные мастерицы могли дать волю фантазии и создавать уникальные узоры. Примечательно, что в индийских костюмах преобладают оттенки красного, желтого, зеленого, розового цветов, каждый из которых имеет свою символику:

  • красный показывает чувственность и чистоту, поэтому выбирается для оформления свадебных нарядов;
  • желтый символизирует разум, силу мысли;
  • синий подчеркивает мужественность;
  • зеленый выступает символом плодородия и перерождения.

Каждая мастерица в Индии уделяет большое внимание правильности подбора цвета ниток с учетом назначения наряда или изделия, его символичности. В этой стране важную роль играет гармония, которая выражается во всем. И готовое изделия, кроме красивого внешнего вида, должно быть сбалансированным по цвету и форме, а главное — нести в себе определенный смысл, символику.

Вышивка в современной моде

Модные дома всего мира все чаще возвращаются к старинным традициям, воплощая в своих коллекциях самые необычные тенденции. Так, техники индийской вышивки используются дизайнерами для декора свадебных нарядов, а также остальной одежды, причем как отдельно, так и в комбинации с другими видами данного рукоделия. Благодаря этому наряды получаются по-настоящему колоритными, яркими, аутентичными.

Отдельного внимания заслуживает индийский огурец, который пережил ряд метаморфоз, но все равно остался одним из самых узнаваемых принтов. Он используется многими марками мира на самых разных видах одежды. Сегодня для создания изделий в стиле индийской вышивки используются самые простые материалы, которые могут себе позволить мастера. Однако наиболее ценными считаются вышитые золотыми или серебряными нитями изделия на парче, шелке или бархате, особенно если они дополнительно декорируются драгоценными камнями.

Уже в ведической литературе, датируемой 5в. до н.э. упоминается индийская вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах. В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии.

Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии.

Особенностью Индии до сих пор остаётся способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке. По сей день особой популярностью славится вышивка из самых отдалённых областей Индии. Большую востребованность ей придает великолепие узоров, которые наносятся на ткань множеством волшебных оттенков, прелесть их заключается в том, что все красители, которые используются в вышивке - растительного происхождения.

Вышитые изделия - традиционный подарок. В некоторых районах вся семья невесты вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома. А сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать «багх» - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

ПРИЁМЫ И ТЕХНИКИ

Петлицы или обметочный шов, смёточный стежок, вышивка крестиком, вышивка гладью, тамбурный шов - вот некоторые из основных приёмов в индийской вышивке. В индустриальную эпоху появляется машинная вышивка, но ручное рукоделие и по сей день продолжает своё существование.

Существуют различные техники вышивки, можно вышивать по поверхности ткани или через ткань, таким способом, что получается «зеркальное изображение». Каждый стиль вышивки отличается от других и имеет свою собственную красоту и большую ценность. Затрагивая самые интересные и увлекательные, можно описать несколько видов этого национального рукоделия.

ШИША

ШИША - (shisha) или вышивка с зеркалами - классическая индийская вышивка. Но этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане. Мусульмане называют эту вышивку Abla. Слово “шиша” на хинди означает небольшое стекло. В давние времена богатые индийцы носили одежду, расшитую золотыми и серебряными нитями. Бедняки расшивали одежду шиша, которая блестела и играла в лучах солнца не хуже дорогих нарядов знати. В момент возникновения вышивки шиша использовали кусочки слюды. Слюда была хрупким материалом, и зеркальца легко разбивались при неловком обращении с одеждой. Второе рождение вышивки шиша произошло в Индии в правлении шаха Джахана (1628 - 1658), который построил Тадж-Махал в память своей жены, Мумтаз Махал. Она, в свою очередь, считается основательницей техники использования зеркал в вышивке, хотя до неё эта техника была знакома бедным крестьянам, которые использовали вместо зеркал слюду или лоснящиеся крылья жучков. Шиша стали изготавливать из стекла, обратную сторону которого красили серебрянкой. Большое зеркало разбивали на небольшие кусочки. Края кусочков подпиливали, сглаживая острые углы. Считается, что нашитые на одежду зеркальца, отражая солнечный свет и недобрые взгляды, охраняют от злых духов и от сглаза. Сегодня вполне удобно и практично использовать в работе шиша из пластика, который прочен и лёгок на вес. Можно использовать шиша в классической индийской вышивке разных предметов интерьера и аксессуаров, в современном декоративном золотом шитье. Маленькие зеркальца вполне доступны по цене, и такую вышивку может позволить себе каждый. Кроме того, можно использовать блёстки или пайетки. Они очень лёгкие и доступны во многих оттенках. А ещё можно собирать и обшивать монеты.

Для вышивки шиша используют шёлковые, хлопковые и шерстяные ткани с плотной структурой переплетения нитей полотна. Нитки для вышивки могут быть разного состава и качества в зависимости от вида вышивки (шёлк, хлопок, металлизированная нить). И самое главное, прежде чем начинать вышивать изделие, нужно овладеть техникой вышивки шиша на пробном кусочке ткани. Для того, чтобы шиша не скользила по ткани в момент вышивания, её можно приклеить кусочком двустороннего скотча.

Существует огромное количество различных швов. Вышитые изделия варьируются от тончайших деликатных контурных вышивок до плотных «ковровых», полностью заполняющих ткань основы.

Чаще всего используют фабрично окрашенные нити, хотя в некоторых частях Индии до сих пор вышивают нитями, вручную окрашенные растительными красителями. Вместо дорогостоящих драгоценных камней и золота используются широко распространённые материалы - стеклянные бусины, проволоки различных металлов, зеркала. Но, несмотря на замену материалов, вышивка по-прежнему остаётся красочной и привлекательной. Готовые изделия поражают элегантностью и красотой.

ЧИКАНКАРИ

ЧИКАНКАРИ . Никто не уходит из Лакхнау без покупки по крайней мере нескольких Kurtas Chikan. Это древняя форма вышивки появилась под патронажем Моголов. Её красота заключается в простоте, хотя на самом деле Chikankari очень сложный и деликатный вид вышивки.

Chikankari - это искусство вышивки из белой пряжи, раскрученной с помощью иглы на тонкой ткани. Хотя изначально эта вышивка была придворным искусством, сегодня она является живой традицией и предметом коммерческой деятельности. В дополнение к традиционной белой ткани для вышивки используются цветные ткани и нити. Шёлковые и хлопковые нити используются для вышивки на сари, дупаттах, куртах, столовом белье. Хлопок является наиболее предпочтительным в выборе, также используют муслин, вуаль, органзу, шифон, вискозу, жоржет. Кроме одежды можно найти вышивку на постельном белье, скатертях. Шопинг в Лакхнау никогда не бывает полным, если не приобрести несколько Chikan.

Для вышивки в технике чиканкари сначала разрабатывается дизайн, исходя из ткани, на которой будет выполняться работа. Подбор стежков производится на основе рисунка, выбранного для изделия. Затем узор для вышивки вырезается на готовой деревянной плашке (печатной форме) или наносится вручную. Когда печатная форма готова, узор печатается на ткани. Печать производится с помощью печатной формы, покрытой легко смываемой с ткани краской (например нил или сафеда). Затем вышивальщицы выполняют вышивку по узору, используя разнообразные виды стежков. По окончании вышивки ткань стирается, отбеливается, обрабатывается кислотой и отглаживается.

КАНТХА

КАНТХА - вышивка, которая традиционно делалась во время женского досуга, особенно в сезон дождей или зимой. Изначально изготавливалась кантха на полотне из нескольких слоёв (от 3 до 8) бывших сари, а вышивка на них делалась старыми нитками, выдернутыми из бордюров других сари. Стёжка укрепляла ткань, делая её прочнее и долговечней. В зависимости от числа слоёв и величины менялось предназначение этих работ - от зимних одеял («накши-кантха») до маленьких молитвенных ковриков. Беременные тратили последний триместр беременности на создание накши-кантха для новорождённого малыша, полагая, что укутывание в такое одеяльце - залог семейного счастья и защита ребёнка от болезней.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования. Изделия с вшивкой-стёжкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», который бенгальские женщины называют «бегущим». Есть и множество специальных стежков, некоторые из них напоминают шов «зиг-заг» на швейной машине. Стежки выполняют в виде решёток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимает нежно-рифлёный вид. Эта работа очень трудоёмкая. Для изготовления, например, одного накши-кантха уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение. Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно.

В Бангладеш живут люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносит свою лепту в узоры кантхи. Но всё-таки, основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос, обрамлённый узором «пейсли» или «огурцы» (именно Индия является родиной этого распространённого узора). По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщиц кантха.

В изготовлении кантхи использовались нитки простых цветов - коричневый, красный, жёлтый, сине-чёрный, голубой и зелёный. По традиции синий и голубой цвета в одежде использовали женщины для тайных встреч с возлюбленным. Красный - означает любовь, он символизирует семейную гармонию и счастье, поэтому свадебные наряды преимущественно красных тонов. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Жёлтый - цвет манго, кукурузы и горчицы означает плодовитость. И белый - цвет чистоты. Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стёжки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани. Перенести вышивку кантха в машинное исполнение оказалось очень непросто. Украсить всю поверхность параллельной прямой строчкой или слегка волнистой линией (по существу это эхо-контур с расстоянием между линиями от 5 до 0,5мм) - это очень трудоёмко. Поэтому преимущество до сих пор остаётся за ручной работой.

ЗАРДОЗИ

(Zar с персидского означает «золото», dozi - “вышивка) - стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал еще со времени Ригведы, но время расцвета этого стиля - эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара. Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань - шёлк, вельвет, парча. Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Примечательно, что зардози занимаются исключительно мужчины.

Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.

Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах. Например, самые дорогие сари (с юга Индии) - канчипурамские шёлковые с золотой нитью «зари», стоимость которых доходит до 40000 рупий. Их ручным производством заняты около 5 000 семей, а традиция изготовления длится уже 4 века. Традиционные сари Андхра Прадеш пока возможно найти от 600 до 6000 рупий, менее интересны свадебные сари Бенгалии, которые ткут около полугода особым способом плотного шёлкового плетения. На кайме такого традиционного сари - широкая чёрная полоса, в середине которой - более узкая красная. Тангайские сари отличает узкая кайма. Само сари украшено изображением геометрического и растительного узора на светлом фоне. Сари неламбарских мастеров - с горизонтальными полосами по всему полю. Сари из Андхра Прадеш красят уже после изготовления смесью красителей и молока, а потом вручную рисуют орнамент тонкой кистью. Также зардози украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли, вышивают картины. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объём. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» считается вышивка, изображающая животных - стежками или цветом нити нужно передать фактуру кожи, направление шерстинок или, например, тонкие волоски на морде животного. Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии.

Сонетки, картины, шкатулки, медальоны, подушки, скамейки для ног, сумки, подставки для стаканов, принадлежности для рукоделия (игольницы, подушечки для булавок, держатели для ножниц), настенные панно, открытки, салфетки, головные платки - всему этому и многому другому индийская вышивка придаёт особое великолепие и стиль. Запаситесь хорошими тканями, нитями, пяльцами, ножницами, иглами и, безусловно, терпением и осваивайте это нелёгкое, но такое будоражащее сознание искусство.

Такой вид рукоделия, как вышивка, появился в Индии еще в давние времена. О ней упоминается в ведической литературе, которая датируется 5 веком до нашей эры. Вся история индии отражается в вышивке, найденной на древних руинах или изображенной на старинных фресках. Вышивка пользуется невероятной популярностью у индийцев и сегодня. Даже в самых отдаленных областях Индии жители увлекаются вышиванием, создавая великолепные узоры с великим множеством ярких оттенков. Отличительная особенность индийской вышивки – использование красителей исключительно растительного происхождения.
В качестве основных приемов в вышивке индийцы пользуются петлицами или обметочным швом, сметочным стежком, вышивкой крестиком и гладью, тамбурным швом. Используются также разные техники вышивания. К примеру, для получения «зеркального изображения» применяется вышивка через ткань или по ее поверхности. Различные стили вышивки отличаются друг от друга своей уникальной красотой и большой ценностью. В Индии существует несколько видов национальной вышивки, среди которых можно выделить такой вид рукоделия, как шиша.
Шиша является классической индийской вышивкой. Ее также называют вышивкой с зеркалами. Отметим, что этот вид вышивания можно также встретить в Афганистане и Пакистане. У мусульман данная вышивка называется Abla. На хинди слово «шиша» означает стекло небольшого размера. В первых вышивках шиша использовался довольно хрупкий материал – слюда. Но такие зеркальца можно было легко разбить, если неловко обращаться с одеждой. Позднее для вышивки шиша стали использовать стекло, покрывая его обратную сторону серебрянкой. Также разбивалось на кусочки большое зеркало. Края зеркальных кусочков подпиливались для сглаживания острых углов.
В Индии считается, что зеркальца на одежде отражают солнечный свет и взгляды недоброжелателей, поэтому они являются отличным оберегом от сглаза и злых духов. В современном мире в вышивке шиша применяется пластик. Он отличается высокой прочностью и небольшим весом. Возможно использование легких и разноцветных блесток и пайеток. Обшиваются также монеты.
В вышивке шиша применяются ткани из шелка, хлопка или шерсти. Полотно должно иметь плотную структуру переплета нитей. Нитки для данной вышивки подойдут, как шелковые и хлопковые, так и металлизированные. Кроме ткани, ниток, острой иглы и зеркалец-шиша (пайеток, блесток или монеток), в работе понадобятся также пяльцы. Кроме того, можно использовать двухсторонний скотч, чтобы шиша по ткани не скользила во время вышивки.

Перед тем, как приступить к вышивке шиша на одежде, лучше потренироваться на отдельном лоскуте. Итак, туго фиксируем ткань в пяльцах, вдеваем нить в иглу и завязываем узелок на конце нитки. Шиша располагается на ткани и пришивается с помощью базовых скрещенных стежков. Их следует делать тугими. Чтобы шиша не выпала, стежки не стоит располагать очень близко к краю зеркальца. Повторяем базовые стежки, поворачивая их на 45 градусов.
После обшивания базовыми стежками переходим на следующий этап – создание плотной рамочки вокруг зеркальца-шиша. Ткань протыкается иглой с изнаночной стороны на лицевую рядом с шиша. Далее игла продевается от центра к краю под базовыми стежками. Протягиваем нить и затягиваем стежок. Следующий стежок делаем возле зеркальца. Затем снова продеваем иглу от центра к краю под базовыми стежками. Следует убедиться в том, что при затягивании стежка петля образуется нитью под иглой. Продолжаем обшивать свою блестку-шиша по краю до самого конца. В конце можно немного приукрасить свою вышивку, к примеру, тамбурным швом или стежками-лучиками.

Что такое индийская вышивка?

Индийская вышивка упоминается в литературе пятого века, а также на фресках можно увидеть людей в богато вышитой одежде. Именно в таком виде рукоделия отразилась сложная история. Индия всегда славилась своей традиционной вышивкой из самых отдаленных регионов страны. Великолепные узоры вышиваются на ткани, а после переливаются разнообразными цветами и оттенками. Кстати, все красители, что используют в этом виде рукоделия, полностью натуральные по своему составу.

Основные виды индийской вышивки

Шиша

Оригинальная и необычная вышивка с использованием частичек зеркал, которые переливаются и сверкают на солнце. Есть примета, что такие аксессуары отражают недобрые взгляды и даже могут охранять и отгонять сглаз и порчу. Раньше для того, чтобы получит переливающуюся вышивку разбивали большое стекло и пришивали к одежде сглаженные осколки. А теперь рукодельницы могут использовать в своей работе пластиковый шиша, он очень прочный и легкий по весу.

Шиша активно используют в индийской вышивке для создания различных аксессуаров и предметов для дома. Небольшие зеркала можно приобрести по доступной цене, поэтому такой тип вышивки доступен для каждой рукодельницы. Вы можете использоваться блестки или монетки.

Обычно для работы приобретают ткани из шелка, хлопка или шерсти с плотным переплетением нитей основы. А нитки следует подбираться, исходя из вида выбранной вышивки.

Существует множество типов шва: от тонких контурных и до плотных, которые заполняют всю основу.

Для начала попробуйте свои силы в индийской вышивке на небольшой ткани. А после переходите к более серьезным видам работ.

Чиканкари

Древний вид вышивания, красота которого заключается в простых узорах. Чиканкари – деликатные рисунки, требующие кропотливой работы. Такая техника представляет собой вышивку, которая получается с помощью белой пряжи на тонком основном материале. Изначально таким искусством занимались лишь при дворе, а теперь оно стало настоящей традицией и характерной особенностью Индии.

Вместе с белой тканью рукодельницы используют в работе цветные нитки и основу. Нитями из шелка или хлопка вышивают на тонкой сари , куртах и столовых тканевых аксессуарах. Помимо хлопка рукодельницы прибегают к вуали, органзе , шифону и другим материалам. Данной техникой украшают не только одежду, но и постельное белье и скатерти.

Чтобы начать творческий процесс, следует разработать дизайн, исходя из особенностей выбранной ткани. Далее подбирается тип стежков, а после рисунок вырезают на деревянной плашке или наносят самостоятельно. Когда узор перенесут на основу, можно приступать к творческому процессу.

Кстати, супруга одного индийского императора положила начало этой вышивке. Она искусно создавала цветы, распространяя такое рукоделие по всей своей стране. Её вдохновение приходило благодаря турецким полотнам.

Кантха

Согласно истории Индии, вышивание кантхы было основным женским занятием во время сезона дождей или в период зимы. Узоры создавались на многослойном полотне с помощью старых ниток. С помощью этого вида получались зимние одеяла, маленькие коврики для молитв и даже одеяльце для новорожденных. Считалось, что оно защитит малыша от болезней и сохранит семейное счастье.

По традиции, вышивку кантха никогда не продавали. Она создавалась для собственного дома или для подарка близкому человеку. Изящные и искусные стежки требуют внимания и терпения. Основные стежки выглядят как решетки, прямые или волнообразные линии, контуры и многие другие виды швов. Раньше чтобы изготовить одеялко для своего ребенка, требовалось даже несколько лет. Так как работа очень кропотливая и сложная, эти изделия передавались через поколения. А светлый фон брался специально, чтобы рисунок было более заметен.

Зачастую рукодельницы вышивают лотос – очень красивый и царственный цветок.

А также используются нити самых простых оттенков: желтый, красный, голубой и так далее. Символику белого цвета, как невинность, тоже стоит учитывать. Узор можно дополнить ракушкой, блестящими пуговицами и маленькими зеркалами.

Зардози

В переводе с персидского зардози – это вышивка золотом. В эпоху Великих Моголов ей украшали все: от элементов одежды и до императорских покоев. Для этого вида рукоделия отлично подходит дорогие и качественные материалы. Например, парча. Шелк или вельвет. Чаще всего мастера используют не только металлические нити, но и прибегают к использованию страз, бусин и драгоценных камней.

В Индии узоры зардози украшают свадебные наряды, поверхности сумок, туфель, подушек и занавесок. За платье для свадебного торжества, которое будет украшено данными узорами, богатые девушки готовы заплатить очень высокую цену. Как же начать вышивать с помощью этой техники? Сначала следует нарисовать эскиз на кальке, а после перевести на основу. Изящность и неповторимость узора создается благодаря изумрудам, нефритам и сапфирам. А самый трудоемкий рисунок – изображение животных, ведь швами или оттенками нитей необходимо показать фактуру кожи, шерстинки или волоски на мордочке. В XXI веке такой вид искусства активно используется в сфере моды.

Индийская вышивка придает любому изделию изящный и богатый вид.

Если Вы намерены повторить один из вышеуказанных видов вышивания, приобретите хороший основной материал, нити, иглы и переливающиеся материалы. А также обязательно запаситесь терпением, ведь индийское искусство рукоделия – трудоемкий и сложный процесс. Но рукодельнице обязательно понравится результат, и она признает, что все усилия стоили этого.

С помощью таких необычных техник вышивания Вы сможете создать неповторимое платье, салфетку, платок, сумку и многое другое. Нужно всего лишь выбрать понравившийся рисунок и попробовать начать изучение такого вида вышивания. И если есть желание, значит все обязательно получится. И вскоре Вы будете любоваться неповторимым узором, сделанным собственными руками. А такое изделие по-настоящему бесценно.